Умышленное разглашение государственной тайны (ст.373 УК)

Преступления против порядка управления (Глава 33 УК)

Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (ст.361)

Диверсия (ст.360)

Объект: это преступление, посягающее на основы экономической безопасности и обороноспособность страны.

Объективная сторона ч.1 ст.360 называет:

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения и повреждение зданий, сооружений, путей сообщения, средств связи и тд.

Преступление характеризуется специальными целями:

1. Причинение ущерба экономической безопасности;

2. Причинение ущерба обороноспособности.

Ч.2 ст.360 предусматривает три квалифицирующих обстоятельства:

1. Организованная группа;

2. Повлекшая гибель людей;

3. Повлекшая наступление иных тяжких последствий.

Ч.1 ст.361 карает публичные призывы к:

· Захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь;

· Измене государству;

· Совершению террористического акта;

· Диверсии;

· Совершению иных действий в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности либо распространение материалов, содержащих такие призывы.

Подстрекательство к преступлению (не призыв!):

1. Всегда адресовано конкретному человеку;

2. Склоняет к совершению конкретного преступления.

Призывы:

1. Обычно адресованы неопределенному кругу лиц;

2. Нередко имеют общий характер.

Публичность – адресованы относительно широкому кругу лиц. Если призыв делается в кругу приятелей (например, пятеро), то публичности нет.

Повышенная ответственность по ч.2 ст.361:

1. Призывы обращены к иностранному государству, иностранной или международной организации с целью побудить к совершению действий в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;

2. Распространение материалов, содержащих такие же призывы (публикации, аудио- и видеоматериалы – способ оформления информации большого значения не имеет).

Ч.3 ст.361:

· Ч.1,2, совершенные в СМИ.

Понятие и виды преступлений против порядка управления [1]

Всего Глава 33 УК содержит 29 статей, в которых формулируются 46 основных составов, а именно: 29 основных, 15 квалифицированных и 2 особо квалифицированных.

По характеру и степени общественной опасности законодатель относит эти преступления к следующим категориям:

Ø 20 составов относятся к преступлениям, не представляющих большой общественной опасности;

Ø 20 составов относятся к менее тяжким преступлениям;

Ø 5 составов относятся к тяжким преступлениям;

Ø 1 состав относится к особо тяжким преступлениям (ст.362).

Родовой объект: общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления органами государственной власти и управления, их должностными лицами своей правомерной управленческой (исполнительной и распорядительной), отвечающей интересам человека и общества, деятельности, в том числе относящиеся к удостоверению и реализации юридических прав и обязанностей физических и юридических лиц. Указанные посягательства могут нанести вред нормальной управленческой деятельности в пределах любого ее уровня: и республиканского и местного.

По объекту данные преступления близки к преступлениям против интересов службы: и те и другие посягают на правильную работу государственного аппарата.

В сфере управления возникают два типа отношений:

1. Должностных лиц с государственными органами, в которых они работают. Этот тип отношений характерен для должностных преступлений. На первом плане здесь интересы государственной службы как в республиканских, так и местных органов власти и управления. Это преступления изнутри;

2. Отношения государственных органов и должностных лиц с частными лицами. Общественные отношения этого типа нарушаются, как правило,при совершении преступлений против порядка управления. Предметно порядок управления в данном случае характеризуют отношения, которые возникают между членами общества с одной стороны и органами государственной власти и управления и их представителями с другой стороны в процессе осуществления последними правомерной исполнительной и распорядительной деятельности.

Отличаются и по субъекту: должностные преступления могут совершаться только должностными лицами (исключение – ст.427), преступления против порядка управления совершаются частными лицами. Специальный субъект – должностное лицо – в системе названных случаев рассматривается как квалифицирующее обстоятельство. В некоторых составах в качестве обязательного признака рассматривается и указывается потерпевший (сотрудник ОВД, представитель власти, должностное лицо), либо предмет (государственный флаг, герб, гимн, печати, штампы, бланки). С объективной стороны преступления против порядка управления в большинстве случаев характеризуется только активным поведением – действием. По конструкции объективной стороны указанные преступления в основном являются формальными. Последствия обязательны при описании отдельных составов (ст.362, 372, 383).

Субъективная сторона: в основном умышленная вина. При этом многие посягательства могут быть совершены только с прямым умыслом и лишь 2 преступления предполагают неосторожную вину (ст.372, 374).

Некоторые составы специально указывают на цель (ст.364, 365, 366, 380, 381, 387).

Важен мотив в 362, 364 366 369 377.

Субъект: общий, достигший 16 лет. В отдельных составах предусмотрен специальный субъект (ст.3712, 373, 374, 375).

Можно выделить 7 групп преступления против порядка управления:

1. Насильственные посягательства на представителей государственной управленческой деятельности:

a. Убийство сотрудника органов внутренних дел (ст.362);

b. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок (ст.363);

c. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел (ст.364);

d. Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел (ст.365);

e. Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг (ст.366).

2. Преступления против авторитета государственной власти:

a. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь (ст.367);

b. Оскорбление Президента Республики Беларусь (ст.368);

c. Оскорбление представителя власти (ст.369);

d. Дискредитация Республики Беларусь (ст.3691);

e. Надругательство над государственными символами (ст.370);

f. Самовольное присвоение звания или власти должностного лица (ст.382);

g. Подделка либо сбыт поддельных государственных наград Республики Беларусь или СССР (ст.387).

3. Посягательства на установленный порядок пересечения Государственной границы Республики Беларусь и правовой режим пребывания и миграции иностранных граждан на территории государства:

a. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст.371);

b. Организация незаконной миграции (ст.3711);

c. Нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь (ст.3712).

4. Посягательства на установленный порядок, правовой режим государственной и служебной тайны, официальный порядок получения иной информации и охраны средств связи:

a. Умышленное разглашение государственной тайны (ст.373);

b. Разглашение государственной тайны по неосторожности (ст.374);

c. Умышленное разглашение служебной тайны (ст.375);

d. Незаконные изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации (ст.376);

e. Нарушение правил охраны линий связи (ст.372).

5. Преступления против порядка обращения официальной документации и иных предметов управленческойдеятельности:

a. Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков (ст.377);

b. Хищение личных документов (ст.378);

c. Незаконные приобретение либо сбыт официальных документов (ст.379);

d. Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380);

e. Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст.381).

6. Преступления против порядка осуществления гражданами своих прав:

a. Самоуправство (ст.383);

b. Принуждение к выполнению обязательств (ст.384);

c. Самовольное занятие земельного участка (ст.386).

7. Незаконное пользование эмблемой Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла (ст.385).

Убийство сотрудника органов внутренних дел [2] (ст.362 УК)

                     
Ст.362                    

Убийство сотрудника органов внутренних дел – это умышленное, противоправное лишение жизни сотрудника органов внутренних дел в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка.

Непосредственный объект:

1. Жизнь человека;

2. Общественные отношения, в которых реализуется порядок и механизм управления, обеспечивающий охрану общественного порядка.

Объективная сторона характеризуется материальной моделью и выражается в противоправном лишении жизни сотрудника ОВД. Данное деяние выражается в активном действии любым способом (чаще всего путем применения оружия и применения опасных предметов: удушение, нанесение ударов и др.). Преступление признается оконченным смомента биологической смерти человека(см. Преступления против жизни). Если указанное последствие не наступило, то содеянное, при наличии у виновного умысла на убийство,квалифицироватьсяпо ч.1 ст.14 + ст.362. Между действиями виновного и наступлением смерти должна быть обязательно установлена причинная связь, и промежуток времени при этом значения не имеет.

Охрана общественного порядка – это одна их основных обязанностей ОВД, возложенная на милицию (ст.2, 16 Закона от 17.07.2007 № 363-З «Об органах внутренних дел»).

К выполнению обязанностей по охране общественного порядка относится:

· Несение постовой или патрульной службы на улице и в общественных местах (передовая);

· Поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий;

· При ликвидации последствий аварий, общественных или стихийных бедствий;

· Предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

Ст.362 охраняется правомерная деятельность работника милиции. При явно незаконных действиях работника милиции граждане вправе прибегать к необходимой обороне.

Потерпевшим от преступления может являться лично только сотрудник ОВД.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудником органов внутренних дел является гражданин Республики Беларусь, принятый на службу в органы внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудники подразделений охраны, курсанты, слушатели МВД и другие категории, которые напрямую не относятся к милиции общественного порядка, не являющиеся по своей структурно функциональной принадлежности к милиции, признаются потерпевшими по ст.362 лишь в том случае, если они были привлечены к выполнению обязанностей по охране общественного порядка либо в силу закона должны были обеспечивать общественный порядок (22, 23, 25).

Субъективная сторона: умышленная вина (прямой и косвенный умысел) и обязательное осознание, что субъект – сотрудник ОВД и он во время исполнения своих обязанностей.

Обязательный повод – в связи:

1. В целях воспрепятствования выполнения обязанностей по охране общественного порядка в будущем;

2. Во время выполнения им указанных обязанностей;

3. За выполнение таких обязанностей в прошлом (из мести, зависти и др).

Если по обстоятельствам дела виновный не за что лишает жизни именно сотрудника ОВД, то содеянное надлежит квалифицировать по п.10 ч.2 ст.139 УК при отсутствии признаков.

Неосторожное причинение смерти сотруднику ОВД при выполнении им своих обязанностей квалифицирует по ч.1 ст.144.

Субъект: общий, достигший 16 лет. От 14 до 16 – п.10.ч.2. ст.139

Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок [3] (ст.363 УК)

                     
Ст.363                    

Данная статья устанавливает ответственность за посягательство на правомерную деятельность сотрудников ОВД и иных лиц по охране общественного порядка. В Законе закреплено «при выполнении обязанностей по охране общественного порядка». Объем охраны меньше, чем в ст.362.

Непосредственный объект: общественные отношения, в которых реализуется порядок управления, обеспечиваетсяохранаобщественного порядка. Деятельность должна соответствовать Кодексу должностных лиц по поддержанию общественного порядка от 17.12.1979 года.

Потерпевшими могут быть:

1. Сотрудники ОВД;

2. Иные лица, выполняющиеобязанности по охране общественного порядка:

Ø Лица, на которых по службеили в связи с общественной деятельностью официально возложены такие обязанности (добровольные дружинники, военнослужащие МВД). Главное, чтобы был издан приказ по соответствующему ведомству.

Если сопротивлениеоказано частному лицу, которое по частной инициативе выполняет долг по охране общественного порядка,содеянное должно квалифицироваться по ч.1 ст.366.

Объективная сторона сопротивления: активные действия сопротивления (23.4 КоАП предусматривает признаки неповиновения, ч.1 ст.363 – ненасильственное сопротивление, ч.2 ст.363 – насильственное сопротивление: с применением физического насилия, психологического насилия; принуждение сотрудника к отказу от деятельности).

Ненасильственное сопротивление (ч.1 ст.363) – это активное противодействие осуществлению сотрудником ОВД, добровольным дружинником, другим лицом, активное противодействие осуществлению указанными лицами обязанностей по охране общественного порядка (упирается, пытается вырваться, запирается).

От сопротивления следует отличать неповиновение (административное право), то есть пассивное поведение, которое выражается в отказе от исполнения законных требований лица, охраняющего общественный порядок, а равно активное уклонение от исполнения предъявленных требований (убегает, пытается скрыться с места происшествия).

Физическое насилие проявляется до МТТП.Если в процессе сопротивления потерпевшему причинены ТТП, то ответственность наступает по п.5 ч.2 ст.147 УК.

  Ст.366
  Ст.364
Ст.363
Ст.362


Непосредственный объект: общественные отношения, обеспечивающие порядок сохранения государственной тайны.

Предмет преступления: сведения, составляющие государственную тайну, закрепленные на различных носителях: письменные документы, электронные документы, фото-, кино-, видеоматериалы, образцы, модели, то есть реально существующие предметы.

Смотри: Закон «О государственных секретах» от 19.07.2010 года.

Государственные секреты:

1. Государственная тайна:

a. Сведения особой важности;

b. Сведения совершенно секретные;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: