1) Центр ответственности необходимо увязать с организационной и производственной структурой предприятия.
2) Во главе каждого центра ответственности должен находиться ответственное лицо – менеджер.
3) В каждом центре ответственности необходимо определить сферу полномочий и ответственности каждого менеджера.
4) Необходимо разрешить систему внутренней отчетности.
5) Менеджеры центра ответственности должен принять участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составление бюджетов на предстоящий период.
Центр ответственности исходя из объемов полномочий и ответственности подразделяется:
Ø Центры затрат;
Ø Центры продаж;
Ø Центры прибыли;
Ø Центры инвестиций.
Центр затрат – это структурное подразделение компании, руководитель которой отвечает только за затраты.
Центр продаж – это структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку:
· Объем реализации
· Структура реализации
· Цена
Центр прибыли – это подразделения, руководители которого отвечают как за затраты, так и за доход (соотношение между затратами и доходами в %, --- обязательно в денежном выражении).
Центр инвестиций – это подразделения, руководители которого отвечают за выручку и капиталовложения (рентабельность вложенного капитала).
Основные центры ответственности – связаны с производством продукции, затраты списываются на себестоимость продукции.
Вспомогательные центры ответственности – обслуживают основное производство, затраты накапливаются и потом списываются в себестоимость.
Структура центром ответственности коммерческой организации:
ӀӀӀ.
Планирование:
В зависимости от времени действия подразделяется на:
· Долгосрочное;
· Среднесрочное;
· Краткосрочное.
По характеру преследуемой цели:
· Стратегическое;
· Тактическое;
· Оперативное
Разработка бюджета включает в себя 4 основных этапа:
1. Постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета,
2. Анализ и обобщение собранной информации, расчет научнообоснованных показателей деятельности,
3. Оценка проекта бюджета,
Схема разработки и реализации бюджета:
| |||||||
| |||||||
| |||||||
![]() |
|
|
![]() | |||
![]() |
Бюджет разрабатывается как в целом для организации (сводный или главный бюджет), так и для её структурных подразделений или для отдельных функций деятельности (частые бюджеты).
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом (прогнозный бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках).
Главный бюджет:
1.Операционный (в нем хозяйственная деятельность организации отображается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности(выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы).
2. Финансовый (представляет собой баланс доходов и расходов организации: движение денежных средств, инвестиций, бюджет, который вложен, бюджетных денежных потоков, лизинг, факторинг)
Бюджеты составляются по принципу нулевого баланса, доходы и расходы предыдущих периодов сводятся к нулю. Бюджеты альтернативных вариантов плана:
· Пессимистический;
· Оптимистический;
· Вероятностный.
Пессимистический преследует минимальную цель, требует сокращения имеющихся ресурсов.
Оптимистический преследует максимальную цель при эффективном использовании ресурсов.
Вероятностный преследует максимальную цель при использовании ресурсов.
![]() |
процессы
пессиместический
вероятностный
оптимальный
цель
Требования при составлении бюджета:
1. Бюджета должны быть напряженными, но достижимыми;
2. Право на существование имеет только действительный бюджет (теневой или аварийный бюджеты недопустимы);
3. Бюджет должен являться обобщающим планом в натуральных и денежных измерителях;
4. Ответственный за выполнение бюджета должен принять участие в его разработки;
5. Бюджет требует равенство в планированных и фактических данных;
6. Бюджет остается неизменным во время бюджетного периода.
Эффективность и обоснованность принятых бюджетов выявляется тогда, когда сопоставляются плановые показатели с фактическими, для этого на предприятиях разрабатываются статические и гибкие бюджеты.
Статический бюджет - рассчитывается на конкретный уровень активности деловой организации (доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации).
Гибкий бюджет – предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.
Система бюджетирования, основанная на контролируемом прогнозе имеет целый ряд достоинств и в современных условиях является первым из наиболее передовых методов управления. Он применим в таких областях как:
ü В финансовом менеджменте (дает ясное представление о структуре бизнеса)
ü В области управления коммерческой деятельностью (вынуждает руководителей разрабатывать точные прогнозы)



