Соглашение о непредъявлении требования (pactum de non petendo)

По всему, что ты должен или должен будешь дать, сделать по какому бы то ни было основанию теперь или по наступлении срока, и по всем делам, по которым у меня есть или будет к тебе иск, истребование или преследованием, и по всему принадле­жащему мне, что ты имеешь, держишь или чем владеешь: сколько каждый из этих предметов будет стоить, столько денег выговорил по стипуляции в свою пользу Авл Агерий и обязался дать Нумврий Негидий. Об обещанном по стипуляции Нумврием Негидием он спросил Авла Агерия, получил ли Авл Агерий от него удовлетворение, на что А. А. ответил: «Я получил, и подтвердил получение».

D. 46.4.19.1). - Между акцептиляцивй и квитанцией различие состоит в том, что в результате акцептиляции наступает при всех обстоятельствах погашение обя­зательства, хотя бы деньги не были выплачены, а по квитанции не иначе как если деньги фактически выплачены.

Гай. 4.73). - ввиду того, что с меня присуждено тебе столько-то тысяч, я по этому основанию отвязываю себя от тебя и освобождаю этой медью и медными весами тем, что я тебе отвешиваю этот фунт первый и последний согласно государственного закона.

Архаическая формула «те a te solvo liberoque» до известной степени вос­производится в сакральных обрядах, описанных у Тита Ливия под 217 г. до н. э.: по случаю церемонии священной весны верховный жрец освобождал на­род от прегрешений вольных и невольных, заканчивая молитву словами: со populus solutus liber esto - пусть народ будет отвязан и свободен (Liv. 22. 10). В другом месте (Liv. 6.14) рассказывается о том, как Манлий уплатил долг ка­бального должника - rem creditori palam populo solvit, libraque et aere liberatum emittit: в присутствии народа он уплатил долг кредитору и, освободив его при помощи меди и весов, отпустил.

Акцептиляция (acceptilatio). Акцептиляцией называлось формальное устное заявление кредитора о том, что исполнение им получено. Акцептиляция является разновидностью воображаемого платежа — acceptilatio est veluti imaginaria solutio (Гай. 3. 169). Полагают, что это «подтверждение получения» относилось первоначально к литеральным договорам, т.е. к договорам, подтвержденным записями в приходо-расходных книгах римских домовладык. «Acceptum vel expensum ferre» означало: вносить запись о получении или расходе; от глагола acceptum ferre произошло существительное acceptilatio, первоначально: запись приходной статьи. Однако, главным образом, акцептиляции является словесным способом погашения словесного же обязательства, т. е. стимуляции. Акцептиляция совершается путем формально­го вопроса и ответа, соответствующего вопросу и ответу при стипуляции. Quod ego tibi promisi, habesne acceptum? Habeo — то что я тебе обе­щал, получил ли ты? Я получил (Гай. 3.169).

Акцептиляция письменная квитанция. Параллелизм между акцептиляцией, как способом погашения, и стипуляцией, как способом возникновения и действия обязательства, шел еще дальше. Подобно тому, как словесная стипуляция постепенно стала вытесняться письменным долговым документом cautio, так и на смену словесной акцептиляции пришла письменная квитанция, по-гречески: apocha, на византийской латыни - securitas. Далее, мы знаем, что в поздний период Рима против стипуляции, несмотря на ее формально абстрактный характер, стало возможно защищаться путем воз­ражения о неполучении денег по займу или по другому основанию.

Параллельно с возросшим применением этого возражения — exceptio поп numeratae pecuniae — при Юстиниане вводится закон, по которому кредитор, выдавший квитанцию, может в течение 30 дней возбудить спор о том, что в действительности платежим не был получен — intra triginta dies post securitatis expositionem exceptionem non numeratae pecuniae posse obici (C. 4. 30.14. 2).

Одно время, до Юстиниана, квитанция (apocha), подтверждающая реаль­ный платеж, и акцептиляция, как «образный платежа», существовали рядом.

Это характер акцептиляции как «образной солюции», производящей эффект как бы реального платежа, хорошо выражен Ульпианом в непереводи­мой игре слов: Qui acceptilatione solutus est, solvisse videtur — кто в силу ак­цептиляции «отвязался», тот приравнивается к произведшему платеж (D. 46. 4. 16). При таком абстрактно-формальном характере акцептиляции в классическую эпоху едва ли можно считать относящимися к этой эпохе слова, при­писываемые Павлу: nisi verum est quod in acceptilatione demonstratur, imperfesta est liberatio — если не соответствует действительности то, что выражено в акцептиляции, то прекращение обязательства не наступает (D. 46. 4. 14). Это уже стиль более поздней эпохи, знающей exceptio non numeratae pecuniае не только при возникновении обязательства, но и при его исполнении.

Аквилиева стипуляция. Поскольку другим обязательствам можно бы­ло придать форму стипуляции (in stipulationem deducere), возникла возможность произвести расчет по многим разнообразным сделкам, переведя их сначала в стипуляцию и погасив их затем единой акцептиляцией. Это и сделал претор эпохи конца республики Аквилий Галл, который ввел названную по его имени stipulatio Aquiliana, объединяющую обязательства из разных оснований между теми же сторонами, с последующим погашением путем акцептиляции. Это был, между прочим, один из способов окончания миром различных споров и расчетов между сторонами. Источники сохранили нам редакцию аквилиевой стипуляции и акцептиляции. Она представляет большой интерес, так как пе­ред нами образец обязательств, возникших из разных оснований и сведенных в единую стипуляцию (in stipulationem deductae); кроме того, мы тут имеем текст стипуляции, а также акцептиляции, и все это относится к эпохе «veteres», т.е. старой школы юристов времен республики. Вот почему мы считаем целесообразным иллюстрировать наше изложение приведением текста акви­лиевой стипуляции и акцептиляции. Текст дается по D. 46.4.18.1 с некоторы­ми изменениями по редакции Институций Юстиниана (3. 29. 2):

Ульпиан (D. 2. 15. 2) говорит, что «окончить спор миром можно не только применением аквилиевой стипуляции, но и на основании заключенного соглашения о непредъявлении требования». Это соглашение, введенное преторским правом (pactum de non petendo) наравне с другими преторскими пактами предоставляло ответчику эксцепцию.

Если иск возник из сделки bonae fidei, то включение эксцепции о мировой сделке в формулу не требовалось по принципу: bonae fidei iudicio exceptiones pacti insunt (D. 18. 5. 3).

Pactum de non petendo могло заключаться с тем, чтобы действие его огра­ничивалось определенным отцом, in personam, или без такого ограничения.

Прощение долга односторонним действием. К соглашению о непредъявлении требования близко подходит прощение долга (remissio debiti в тесном смысле) в отличие or pactum de non petendo прощение долга совершается односторонним действием, например, путем завещательного отказа (легат) или конклюдентным действием, т. е. действием, в котором косвенно проявляется воля сторон Так, например, эффект эксцепции, наравне с соглашением о непредъ­явлении требования производит такое конклюдентное действие, как вручение должнику его письменного обязательства (chirographum) лично кредитором или другим лицом по просьбе кредитора - завещателя (D. 34.3.1.2). Такой же эффект производит одностороннее распоряжение кредитора на случаи его смерти.

Обратное соглашение. При наличии обоюдного согласия стороны могут договориться не только о том, чтобы требование не предъявлялось -non petere но и о том, чтобы отступиться от договора - de contractu discedere. Это относится к консенсуальным договорам, т. е. к договорам, возникающим в силу одного факта соглашения сторон, а именно, купле-продаже, найму. поручению, товариществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: