Система управления качеством на предприятии

Качеством продукции должны заниматься на предприятии все – от директора до простого рабочего, формируя определённую систему управления качеством, что представляет собой процесс постоянного и целенаправленного воздействия работников, направленного на обеспечение необходимого уровня качества при создании и потреблении продукции.

Опыт экономически развитых стран (прежде всего США, стран Евросоюза и Японии) показал, что там ведётся «тотальное управление качеством». Рассмотрим основные особенности управления качеством продукции в зарубежных странах.

1. Американский опыт управления качеством основан на жестком контроле качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики, совершенствовании управления формой в целом.

2. В Японии с 1962 г. действуют кружки качества, в которых занято свыше 1,5 млн чел. Сфера деятельности кружков затрагивает все операции производства, стадии жизненного цикла, реализации и потребления готовой продукции, они контролируют снижение издержек производства, следят за улучшением работы оборудования, совершенствованием техники безопасности, повышением трудовой дисциплины, выявляют и анализируют проблемы, предложения и т.д. Для Японии характерна высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством.

3. Европейские страны располагают серьезной законодательной основой для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества. Созданы региональные сети национальных организаций, уполномоченных производить работы по сертификации продукции и системам качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.

В соответствии с международной практикой управления качеством продукции на предприятии формируется политика в области качества, охватывающая все функции управления деятельностью трудового коллектива.

Всю систему управления качеством следует построить так, чтобы обеспечить безусловный диктат потребителя над изготовителем продукции. А главным критерием эффективности должен быть показатель качества, конкурентоспособность продукции, прибыль, а не производительность, хотя производительность очень тесно связана с качеством, экономическим ростом, эффективностью производства, прибылью и рентабельностью.

Управление качеством – это прежде всего управление людьми, их побудительными мотивами к труду, интересами; планирование целей, стратегии и действий. И поэтому политика в области управления качеством на предприятии формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника, его функции, задачи, ответственность за свой участок работы.

Система управления качеством продукции предполагает совокупность современных органов защитной структуры и единообразные требования к деятельности работников, организации производственного процесса, к использованию ресурсов, нормативного и методического инструментария, формирующего содержание механизма управления, и, наконец, устранение причин неудовлетворительного функционирования системы.

Типовая структура системы управления качества содержит:

– общие правила и положения;

– обязанности и полномочия органов и лиц (общая и конкретная ответственность и права, мероприятия по обеспечению координации);

– организационную структуру (устанавливается в рамках управления деятельностью всего коллектива предприятия, компании; определяется иерархия функций и их взаимодействие);

– ресурсы и персонал (людские ресурсы, оборудование производственное и для проектно-конструкторских работ, контрольные и испытательные приборы и программное обеспечение);

– рабочие процедуры (организация всех видов деятельности, исключающих возникновение проблем, ликвидацию отказов, брака, обеспечивающих эффективное функционирование системы);

– программу качества (цели в области качества, конкретное распределение прав, обязанностей и ответственности, применение специальных процедур, методов и инструкций, методов изменения программы).

Проверка (контроль) системы качества включает: план проведения проверки требования к квалификации персонала, производящего проверку; процедуры предоставления выводов, заключений и рекомендаций; представление отчетов о несоответствии и недостатках продукции; предложения по корректировке взаимодействия; оценку выполнения и эффективности корректирующих мер воздействия.

Анализ и оценка системы общего руководства качества. Независимые от руководства предприятия экономические и технические службы систематически проводят анализ и оценку системы качества, которые должны включать:

– результаты проверки различных элементов системы качества;

– оценку эффективности общего производства при достижении цели;

– предложения по поддержанию в рабочем состоянии системы в соответствии с изменениями, вызванными новыми технологическими концепциями качества, рыночной стратегией, социальными и другими условиями производственной среды.

Новая стратегия и зарубежный опыт управления качеством, всеобщий контроль качества предполагают соблюдение организациями следующих обязательных условий:

– качество как основная стратегическая цель деятельности предприятия должно рассматриваться как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия;

– мероприятия по повышению качества продукции должны вовлекать в этот процесс все подразделения и всех работников предприятия без исключения на всех этапах жизненного цикла продукции;

– непрерывный процесс обучения, повышение квалификации работников должны быть сориентированы на конкретное рабочее место, а также на усиление мотивации персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: