Государственные и международные стандарты и системы качества

Стандартизация как один из инструментов системы управления качеством направлена на упорядочение в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Стандарты по управлению качеством определяют:

– дополнительные требования к техническим условиям на продукцию;

– требования по элементам, необходимым для включения в систему качества;

– общие требования, не зависящие от отраслевых или региональных особенностей;

– прогрессивные нормы, методики, требования к разработке продукции;

– единый технический язык;

– унифицирование важнейших технических характеристик продукции;

– типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий;

– систему классификаторов технико-экономической документации достоверности справочных данных.

Система стандартизации России должна быть согласована (гармонизирована) с международными и региональными системами и обеспечивать защиту интересов потребителей, производителей. Концепция системы стандартизации должна быть нацелена на формирование фонда стандартов, отвечающего следующим принципам:

– повторяемости (определение круга объектов, к которым применимы вещи, обладающие общим свойством);

– вариантности (многообразие разновидности стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект);

– системности (создание системы стандартов, связанных между собой);

– взаимозаменяемости (предусматривает сборку или замену унифицированных (одинаковых) деталей, изготовленных в разных местах).

С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне Технический комитет Международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, которые приняты к применению на территории Российской Федерации:

ИСО 9000-94 – Стандарты по общему руководству качеством и обеспечением качества. Основное назначение стандарта – помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества.

ГОСТ Р 9001-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве и обслуживании.

ГОСТ Р 9002-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании.

ГОСТ Р ИСО 9003-96 – Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

Стандарты содержат требования к системе качества, которые можно использовать для внешнего обеспечения качества.

В настоящее время сформирована Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует порядок формирования и распространения стандартов. ГСС включает 5 основополагающих стандартов, регламентирующих процессы:

1. Р1.0-1.5-92 ГСС РФ «Основные положения».

2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий (СТП).

5. Стандарты научно-технических обществ (СТО).

Стандарты могут быть основополагающими:

– на продукцию и услуги;

– на процессы и методы контроля, испытаний, измерений, анализы.

ГСС РФ включает также комплекс и других основополагающих стандартов:

– ГОСТ Р1.2-92 ГСС РФ. Порядок построения, изложения и распространения (разработки) государственных стандартов.

– ГОСТ Р1.4-93 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения.

– ГОСТ Р1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

– ГОСТ Р1.8-95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

– ГОСТ Р1.9-95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг ами соответствия государственным стандартам.

– ГОСТ Р1.10-95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них.

Международный (региональный) стандарт (ГОСТ Р) принят Международной (региональной) организацией по стандартизации. По решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. Вопросами стандартизации занимаются также Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейская организация по качеству (ЕОК), Международная конференция по аккредитации по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС).

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) принят государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

В целях обеспечения государственной защиты производителя и потребителя РФ и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в ГОСТах могут устанавливаться изменения определенных требований на перспективу, опережающих возможности традиционных технологий и прогнозируемых нововведений. С введением закона РФ о защите прав потребителей в рамках Госстандарта РФ стали проводиться работы по обязательной сертификации товаров, работ и услуг и создана система сертификации ГОСТ Р. В эту систему могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные организации. Комитет по сертификации продукции Международной организации по стандартизации определяет понятие сертификации продукции как действие третьей стороны, доказывающее, что идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу (ИСО/МЭК-2).

Работы по сертификации основаны на:

– выборе критериев для оценки соответствия качества продукции интересам потребителей;

– выборе системы стандартизации в зависимости от авторитета органа по сертификации (его беспристрастия, компетентности, надежности оборудования);

– стабильности технологического процесса производства продукции независимо от результатов испытания и проведения работ по сертификации.

Сертификация может быть:

1) обязательной – для тех параметров качества продукции, которые регламентируют охрану окружающей среды, безопасность потребителя продукции;

2) добровольной – с целью улучшения климата доверия между поставщиками и потребителями продукции и повышения ее конкурентоспособности.


Рис. 10.1. Процедуры осуществления сертификации (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002, С. 111)

Сертификат соответствия представляет собой документ, подтверждающий соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Сертификат может быть выдан непосредственно изготовителем (самосертификация) или сторонней организацией.

Таким образом, защита прав потребителей и производителей во многих странах четко определена законодательством. В России приняты лишь первые законы, в частности: о стандартизации, о защите прав потребителей, о сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений.

Знаки соответствия, зарегистрированные в установленном порядке в данной системе сертификации, подтверждают соответствие продукции установленным требованиям.

При осуществлении товарной политики в условиях рынка продавец должен решить, будет ли он присваивать своему товару марку, товарный знак или фирменные знаки обслуживания, а также штриховые коды и наименования мест обслуживания товара, их создания, назначение и потребительские свойства продукции. Это, конечно, дополнительные затраты, но они окупаются гарантиями защиты.

Марочный знак (эмблема), которую можно опознать (символ, изображение, отличительная окраска или специфическое штриховое оформление). Фирменный товарный знак – марка или ее часть, защищает исключительно права продавца (потребителя) на пользование марочным названием (эмблемой льва, кролика и т.д.).

Фирменные знаки позволяют покупателю ориентироваться на рынке, покупая то, что уже проверено или известно. В ряде случаев новая продукция выпускается под старым фирменным знаком, зарекомендовавшим себя и вызывающим у потребителя определенное доверие к качеству продукции известных фирм. В мировой практике используется большое количество видов товарных знаков: движущийся, звуковой, изобразительный, комбинированный, комплексный (сложный), логотипный (словесный), обонятельный, объемный, описательный, пластический, световой, цветной и др. Будущие владельцы товарных знаков должны знать эти виды, чтобы правильно формировать требования к своему товарному знаку.

Штриховой код, разработанный Международной ассоциацией ЕАН в Брюсселе, представляет собой 8- или 13-разрядный код: страны, предприятия-изготовителя, код самого товара и контрольное число. Код России для экспортного товара установлен в диапазоне 460–469. Однако в практике штриховых кодов продукции ходит очень много подделок, ничего общего с реальностью не имеющих. При необходимости правильно считать (определить) информацию штрих-кода могут только специалисты Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН.

Документальное подтверждение уполномоченным органом права на применение знака соответствия осуществляется путём выдачи лицензии. Лицензирование – это выдача права разрешения на определённый срок государственными органами на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства (в производстве, учебных заведениях, торговле, банковском деле, промыслах, внешнеэкономической деятельности и др.), а также требования ГОСТ РФ и международных стандартов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: