Организация приема налоговой отчетности в налоговых органах

Раздел 2 Организация и методика проведения камеральных налоговых проверок

Понятие и цель камеральной проверки. Порядок принятие налоговой отчетности. Формы представления налоговой и бухгалтерской отчетности. Проверка полноты представления отчетности. Передача налоговой отчетности в отдел ввода и обработки данных.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы налоговых инспекций и представляет собой камеральную проверку расчетов и отчетов налогоплательщиков, представляемых в налоговых органах по месту учета налогоплательщиков в установленные законодательством сроки. Камеральная проверка проводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ и внутренним документом налоговых органов - Регламентом. Камеральная налоговая проверка относится к одному из основных видов проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основное содержание камеральной проверки - анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Принятие налоговой отчетности производится отделом по работе с налогоплательщиками (см. приложение 1).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя на бумажных носителях, на магнитных носителях, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При получении налоговой и бухгалтерской отчетности в инспекции проводится их регистрация и в специально отведенном месте проставляется штамп, дата получения отчетов и подпись должностного лица. При отправке налоговой отчетности по почте, днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая отчетность, переданная на дискете, не может считаться принятой без подтверждения информации на бумажных носителях.

На стадии принятия налоговой отчетности осуществляется проверка полноты представления документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В составе годовой отчетности проверяется представление бухгалтерской отчетности, которая включает в себя:

- форма 1 – Бухгалтерский баланс;

- форма 2 – Отчет о прибылях и убытках;

- форма 3 – Отчет об изменении капитала;

- форма 4 – Отчет о движении денежных средств;

- форма 5 – Приложение к бухгалтерскому балансу;

- другие отраслевые формы отчетности;

- пояснительная записка к годовому отчету;

- аудиторское заключение.

В составе квартальной отчетности проверяется представление квартальной бухгалтерской отчетности:

- форма 1 – Бухгалтерский баланс;

- форма 2 – Отчет о прибылях и убытках;

Проверяется полнота представления деклараций по налогам в установленные законодательством сроки.

Все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям:

- полнота заполнения всех необходимых реквизитов (полного наименования налогоплательщика, ИНН, налогового периода, подписей и т.д.);

- четкость заполнения реквизитов.

В связи с принятием поправок в ст. 80 части первой Налогового кодекса РФ, и принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность можно по электронной почте.

Статья 80. Налоговая декларация

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Указанные изменения в пункт 3 статьи 80 предусматривают уже не право, а обязанность налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде.

Согласно статье 119.1 – за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде налагается штраф в размере 200 рублей.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее получения.

При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Это заметно облегчает жизнь и налоговым инспекциям, и налогоплательщикам. Однако, отчетность, передаваемая по электронной почте, должна быть соответствующим образом оформлена. Для описания процесса формирования файла с отчетностью МНС РФ издан приказ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149.

В электронном виде формы отчетности должны идти в том же порядке, что и на бумаге - бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), пояснительная записка, затем налоговые расчеты и декларации. Разрешается в один файл вкладывать отчетность и головной организации, и ее филиалов.

Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись, которая представляет из себя набор символов. Он будет формироваться в процессе обработки файла с помощью криптографического алгоритма.

Таким образом, подпись - это не какая-то отдельная строчка, которая стоит в конце документа, а это механизм шифровки файла с отчетностью, которую пересылает бухгалтер. Для того чтобы зашифровать файл, бухгалтер предприятия должен будет получить специальный ключ, который будет выдаваться в уполномоченных на это органах. Вместе с ключом бухгалтерам будут выдаваться и сертификаты для подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи.

Но прежде чем высылать отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде, нужно будет соблюсти еще одну формальность.

Сначала бухгалтер должен подать письменное заявление в налоговую инспекцию и получить согласие инспекции. При условии, если у инспекции есть все необходимые технические средства и компьютерная программа, отказывать в приеме отчетности в электронном виде инспекция не вправе.

Оператор связи, на сервер которого придет электронная почта, должен подтвердить получение отчетности и указать дату и время ее приема. Но на этом процедура сдачи еще не закончена. Налоговый инспектор должен проверить подлинность электронно-цифровой подписи документа. При положительном результате инспектор подписывает полученные документы своей электронно-цифровой подписью и отправляет их налогоплательщику.

В таком виде отчетность должна храниться и в инспекции, и у бухгалтера.

Естественно, что для запуска безбумажной технологии обмена информацией требуются и время, и дополнительные затраты как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. Придется платить не только за услуги связи, но и за программное обеспечение.

Кроме того, необходимо утвердить форматы всех бланков отчетности для передачи в электронном виде. Преимущества данного способа обмена информацией - оперативность и удобство.

В некоторых регионах РФ (например, в Московской области) созданы консультационно-информационные центры (КИЦ), предоставляющие в качестве третьих лиц услуги по переводу отчетности в электронный вид и сдаче ее в налоговые органы. Работа КИЦ снижает напряженность в отношениях с налогоплательщиками, находящимися вне базового участка межрайонной инспекции при сдаче налоговой отчетности.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (доверенность).

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия отчетность передается в отдел ввода и отработки данных (см. рисунок 10).

       
 
   
 


Рисунок 10 – Этапы прохождения налоговой и бухгалтерской отчетности

В процессе ввода налоговой отчетности в базу данных производится ее арифметический контроль. Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных налоговой отчетности (протоколы ошибок), используются отделом камеральных проверок при проведении камеральных проверок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: