Организация приема налоговой отчетности в налоговых органах

Раздел 2 Организация и методика проведения камеральных налоговых проверок

Понятие и цель камеральной проверки. Порядок принятие налоговой отчетности. Формы представления налоговой и бухгалтерской отчетности. Проверка полноты представления отчетности. Передача налоговой отчетности в отдел ввода и обработки данных.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы налоговых инспекций и представляет собой камеральную проверку расчетов и отчетов налогоплательщиков, представляемых в налоговых органах по месту учета налогоплательщиков в установленные законодательством сроки. Камеральная проверка проводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ и внутренним документом налоговых органов - Регламентом. Камеральная налоговая проверка относится к одному из основных видов проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основное содержание камеральной проверки - анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений.

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Принятие налоговой отчетности производится отделом по работе с налогоплательщиками (см. приложение 1).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя на бумажных носителях, на магнитных носителях, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При получении налоговой и бухгалтерской отчетности в инспекции проводится их регистрация и в специально отведенном месте проставляется штамп, дата получения отчетов и подпись должностного лица. При отправке налоговой отчетности по почте, днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая отчетность, переданная на дискете, не может считаться принятой без подтверждения информации на бумажных носителях.

На стадии принятия налоговой отчетности осуществляется проверка полноты представления документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В составе годовой отчетности проверяется представление бухгалтерской отчетности, которая включает в себя:

- форма 1 – Бухгалтерский баланс;

- форма 2 – Отчет о прибылях и убытках;

- форма 3 – Отчет об изменении капитала;

- форма 4 – Отчет о движении денежных средств;

- форма 5 – Приложение к бухгалтерскому балансу;

- другие отраслевые формы отчетности;

- пояснительная записка к годовому отчету;

- аудиторское заключение.

В составе квартальной отчетности проверяется представление квартальной бухгалтерской отчетности:

- форма 1 – Бухгалтерский баланс;

- форма 2 – Отчет о прибылях и убытках;

Проверяется полнота представления деклараций по налогам в установленные законодательством сроки.

Все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям:

- полнота заполнения всех необходимых реквизитов (полного наименования налогоплательщика, ИНН, налогового периода, подписей и т.д.);

- четкость заполнения реквизитов.

В связи с принятием поправок в ст. 80 части первой Налогового кодекса РФ, и принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность можно по электронной почте.

Статья 80. Налоговая декларация

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Указанные изменения в пункт 3 статьи 80 предусматривают уже не право, а обязанность налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде.

Согласно статье 119.1 – за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде налагается штраф в размере 200 рублей.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее получения.

При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Это заметно облегчает жизнь и налоговым инспекциям, и налогоплательщикам. Однако, отчетность, передаваемая по электронной почте, должна быть соответствующим образом оформлена. Для описания процесса формирования файла с отчетностью МНС РФ издан приказ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149.

В электронном виде формы отчетности должны идти в том же порядке, что и на бумаге - бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), пояснительная записка, затем налоговые расчеты и декларации. Разрешается в один файл вкладывать отчетность и головной организации, и ее филиалов.

Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись, которая представляет из себя набор символов. Он будет формироваться в процессе обработки файла с помощью криптографического алгоритма.

Таким образом, подпись - это не какая-то отдельная строчка, которая стоит в конце документа, а это механизм шифровки файла с отчетностью, которую пересылает бухгалтер. Для того чтобы зашифровать файл, бухгалтер предприятия должен будет получить специальный ключ, который будет выдаваться в уполномоченных на это органах. Вместе с ключом бухгалтерам будут выдаваться и сертификаты для подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи.

Но прежде чем высылать отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде, нужно будет соблюсти еще одну формальность.

Сначала бухгалтер должен подать письменное заявление в налоговую инспекцию и получить согласие инспекции. При условии, если у инспекции есть все необходимые технические средства и компьютерная программа, отказывать в приеме отчетности в электронном виде инспекция не вправе.

Оператор связи, на сервер которого придет электронная почта, должен подтвердить получение отчетности и указать дату и время ее приема. Но на этом процедура сдачи еще не закончена. Налоговый инспектор должен проверить подлинность электронно-цифровой подписи документа. При положительном результате инспектор подписывает полученные документы своей электронно-цифровой подписью и отправляет их налогоплательщику.

В таком виде отчетность должна храниться и в инспекции, и у бухгалтера.

Естественно, что для запуска безбумажной технологии обмена информацией требуются и время, и дополнительные затраты как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. Придется платить не только за услуги связи, но и за программное обеспечение.

Кроме того, необходимо утвердить форматы всех бланков отчетности для передачи в электронном виде. Преимущества данного способа обмена информацией - оперативность и удобство.

В некоторых регионах РФ (например, в Московской области) созданы консультационно-информационные центры (КИЦ), предоставляющие в качестве третьих лиц услуги по переводу отчетности в электронный вид и сдаче ее в налоговые органы. Работа КИЦ снижает напряженность в отношениях с налогоплательщиками, находящимися вне базового участка межрайонной инспекции при сдаче налоговой отчетности.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика. Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (доверенность).

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия отчетность передается в отдел ввода и отработки данных (см. рисунок 10).

       
 
   
 


Рисунок 10 – Этапы прохождения налоговой и бухгалтерской отчетности

В процессе ввода налоговой отчетности в базу данных производится ее арифметический контроль. Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных налоговой отчетности (протоколы ошибок), используются отделом камеральных проверок при проведении камеральных проверок.





Подборка статей по вашей теме: