Гражданское общество: л-традиция и м-традиция осмысления

Исходным пунктом теории гражданского общества является свободный активно действующий индивид. [2]
Исследователи отмечают три фактора становления, которые одновременно обозначаются как сферы проявления, структуры или даже институты гражданского общества. К ним относятся добровольные негосударственные объединения граждан и самоуправление, рыночная экономика и дебаты в публичной сфере.[3]
Историческим периодом зарождения основ гражданского общества являются Древняя Греция и Рим до У века до н.э. Уже в Древнем мире гражданское общество проявлялось и осмысливалось в единстве с понятием демократии и правами гражданина.
Корни актуальных представлений о гражданском обществе находятся в Новом времени. Многие российские исследователи традиционно опираются на концепцию канадского философа Ч.Тейлора, который обозначил два подхода в исследованиях гражданского общества.[4]
Первый подход является развитием воззрений Дж. Локка и носит название Л-традиции. Л-традиция рассматривает гражданское общество как первичное по отношению к политическому государству. Оно появилось раньше, строится на этических основаниях и является более устойчивым, чем государство.
Второй подход развивает взгляды Ш.Монтескье и обозначен как М-традиция. В данном случае идея гражданского общества распространяется не на весь социум, а на добровольные объединения граждан, которые защищают интересы индивида от сильного централизованного государства. Считается, что в конце 19 – начале 20 века западная наука предала забвению теорию гражданского общества вследствие развитости самого гражданского общества и достижения им определенных оптимальных параметров. Она была повторно открыта на рубеже 1980-1990 годов. Причиной этому послужили демократические реформы в странах социалистического лагеря, а также кризис идеи государства всеобщего благосостояния как в социалистических, так и в западных странах.[5]
История гражданского общества в России

Ю.М.Резник, исследуя развитие гражданского общества в России, выделяет три этапа: 18 век - Просвещение, 19 век – философия и юриспруденция, конец 19-начало 20 века – политико-правовые и социально-философские учения.[6]
Оценивая социальную жизнь России, современные исследователи сходятся в мысли о приоритете государства на всех этапах истории от самодержавия через советское государство до современности.
Значительная часть исследователей считает, что социальная практика в России не укладывается в рамки понятия «гражданское общество». При этом широко цитируется концепция общественности, которую сформулировал В.Волков. Активно термин начинает употребляться в 40-х годах 19 века революционными демократами (В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарев).
Изначально общественность была связана с литературной периодикой, что еще более усилилось в пореформенные в 60-е годы. Вокруг журналов и газет общественность сформировала сферу публичных дебатов и была субъектом общественного мнения.
Второй питательной почвой общественности были земства, которые появились в результате аграрной реформы в шестидесятых годах для решения социально-экономических вопросов местной жизни после отмены крепостного права. Земства накопили опыт самоуправления и самоорганизации социальной жизни.
К началу 20 века общественность в России сформировалась и проявлялась как субъект критического общественного мнения и как субъект деятельности для общих нужд вместо или сверх государственной службы.
Таким образом, общественность является аналогом западного гражданского общества.[7]
Несмотря на то, что без теории общественности В.Волкова не обходится ни одно исследование, она не стала доминирующей. Российские исследователи оперируют ключевым понятием, принятым в современной западной науке, «гражданское общество».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: