Источники избирательного права. В каждой стране институт выборов регулируется многочисленными правовыми актами

В каждой стране институт выборов регулируется многочисленными правовыми актами. Круг и способы регламентации обусловлены принадлежностью к той или иной правовой семье и национальным своеобразием системы права. В качестве иллюстрации можно привести классификацию источников избирательного права, предложенную коста-риканским ученым Р. Х. Валле. Он выделяет писанные правовые нормы, к которым относит конституцию, международные договоры, законы и акты, имеющие силу закона, регламентарные акты и уставы политических партий, а также неписаные нормы, включающие в себя общие принципы права, обычаи и толкование норм о выборах Верховным трибуналом выборов.

Многие вопросы, относящиеся к выборам, регулируются на конституционном уровне, как правило, в разделах, посвященных основным правам и свободам граждан, а также высшим органам государства. В ряде стран выборам посвящены специальные главы или разделы основного закона (Перу, Узбекистан). Можно проследить и расширение предмета конституционного регулирования: все чаще в основных законах закрепляются способ определения результатов голосования, основания не только не избираемости, но и несовместимости должностей.

В конституциях большинства стран специально оговаривается законодательная регламентация института выборов (ст.31 конституции Дании, ст.26 конституции Австрии, ст.10 конституции Болгарии). Такой подход представляется достаточно обоснованным. С одной стороны, он обусловлен важностью предмета регулирования, поскольку участие в голосовании - это важнейшее политическое право (в некоторых странах обязанность) гражданина, к тому же выборы - один из способов формирования государственного аппарата. С другой стороны, это связано с юридическими свойствами данного акта: «Закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность».

В ряде случаев в основных законах устанавливаются и особые требования в отношении формы либо процедуры принятия данного акта. В Испании (ст. 81 конституции) и Молдове (ст. 61 конституции) порядок всеобщих выборов должен регламентироваться органическим законом, а в Кыргызстане в подобном случае принимают конституционный закон (ст. 54 конституции). В Италии в отношении законопроектов по избирательным вопросам запрещено применять сокращенную процедуру рассмотрения в парламенте (ст. 72 конституции). В некоторых федерациях (Швейцария, Югославия) выборы в одну из палат регулируются федеральным законом, а в другую - законами соответствующих субъектов федерации. В конституционном праве Португалии предусмотрено, что новый избирательный закон или поправки к действующему закону должны быть приняты не позднее, чем за пять месяцев до выборов, иначе они будут действовать только в отношении последующих выборов.

В отдельных странах (Франция, Бельгия, Египет, Аргентина, Филиппины, Мадагаскар, Камерун) действуют достаточно редкие для конституционного права источники - избирательные кодексы. Это комплексные акты, имеющие широкий предмет регулирования, в которых содержится основная масса норм данного института. Избирательные кодексы отличаются компактностью и систематичностью изложения, они удобны для использования. Однако, как отмечается в литературе, они все же не являются исчерпывающими. В частности, во Франции параллельно с Избирательным кодексом действуют: закон от 6 ноября 1962 г. и декрет от 14 марта 1964 г., касающиеся порядка избрания президента страны, закон от 7 июля 1977 г., посвященный выборам представителей Франции в Европарламент, законы от 30 декабря 1985 г. и 15 января 1990 г., связанные с финансированием избирательных кампаний и политических партий.

Следует отметить, что выбор формы акта - кодекс или закон - не носит принципиального характера. Как отметил один из крупнейших специалистов в области сравнительного права Р. Давид, за исключением тех случаев, когда законодатель специально оговаривает иное, кодексы не обладают приоритетом по сравнению с не включенными в них законами, с точки зрения толкования они равнозначны для юристов.

В чрезвычайных обстоятельствах могут применяться и нетрадиционные способы регламентации выборов. Пример тому - выборы в Бундестаг 2 декабря 1990 г., и выборы в Федеральное Собрание России 12 декабря 1993г. В первом случае, еще до объединения Германии, ФРГ и ГДР в августе 1990 г. заключили договор, в котором определили порядок организации и проведения выборов. Во втором случае новый порядок выборов устанавливался указами президента Российской Федерации, поскольку представительный орган власти страны был распущен.

Иногда забывают назвать в числе источников избирательного права регламенты палат парламентов. Однако это довольно важный источник. При помощи норм, содержащихся в регламенте очень часто избираются и главы государств, главы правительств и другие не менее важные лица. Это как бы развитие основных норм, содержащихся в конституциях и специальных избирательных законах. Это развитие законодательства, содержащееся в регламентах, существенно дополняет основные избирательные законы.

Вообще, законодательство о выборах бывает очень обширным и детальным. Предметом регулирования является техника выборов, методы и приемы создания избирательных округов, участков, подсчет голосов, порядок голосования и ряд других вопросов. Например, регулируется деятельность политических партий, связанных с выборами, финансирование расходов кандидатов и партий, участвующих в выборах, способы борьбы с нарушениями избирательных принципов и законов. Вводятся нормы об уголовной и административной ответственности (в соответствующие уголовные и административные кодексы). Также принимаются специальные законы об ответственности за нарушение правил выборов; регламентируется деятельность должностных лиц, которые проводят выборы; регламентируется агитация и пропаганда во время выборов и т. д. Вопросы, связанные с выборами, регламентируются в комплексном виде, а иной раз это целый блок законов, подзаконных актов и норм. Следует отметить, что нормы, входящие в избирательное право, бывают материальные и процессуальные. Процессуальные нормы составляют большую часть избирательного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: