double arrow

Товаров. -------------------------- х 365 дней = ——— х 365 дней = 73 дня себестоимость реализованных 2 000,00

Средняя стоимость запасов 400,00

-------------------------- х 365 дней = ——— х 365 дней = 73 дня
себестоимость реализованных 2 000,00

Средняя стоимость запасов вычисляется просто: суммируется их начальная (на 1 января) и конечная стоимость (на 31 декабря), и эта сумма делится на 2.

В нашем примере для упрощения предполагаем, что конечная стоимость запасов равна их средней стоимости.

Период оборачиваемости в 73 дня означает, что в среднем проходит 73 дня, прежде чем закупленный товар продается.

Теперь рассмотрим положительные и отрицательные аспекты небольшого периода оборачиваемости запасов на предприятии:


Положительные:

• денежные средства быстро оказываются в распоряжении предприятия;

• низкие затраты на проценты по банковским кредитам;

• малый риск старения запасов.
Отрицательные:

• обычно ограниченный ассортимент товаров (риск утраты клиентов,
разочарованных частым ответом "нет");

• покупка товаров меньшими партиями (следовательно, более высокие
затраты).

В отличие от розничной торговли, в торговых контактах между предприятиями большая часть сделок выполняется в кредит. Это означает неизбежное возник­новение задержек между поставкой товара и поступлением оплаты за них.

Средний период оборачиваемости дебиторской задолженности показыва­ет, сколько времени предприятие в среднем ждет поступления оплаты за отпущенный товар.


Вычисление происходит подобно вычислению среднего периода оборачива­емости запасов:

х 365 дней

средняя величина дебиторской задолженности выручка от продажи товаров

Внашем примере:



х 365 дней = около 43 дней.


3 000,00

В этом вычислении также принимаем для упрощения, что средняя величина причитающихся сумм была равна этой сумме на конец года.

Плюсы короткой оборачиваемости причитающихся сумм аналогичны плюсам короткой ротации запасов.

Одним из способов сокращения сроков поступления причитающихся сумм является предоставление скидок при оплате в течение более короткого периода. Такой вид скидки позволяет сократить временной интервал с момента отгрузки товаров до их оплаты и тем самым уменьшить срок предоставления покупателям беспроцентного кредита, что особенно важно в условиях инфляции. Скидка за скорейшую оплату побуждает покупателя


оплатить счет без задержки. Порядок предоставления скидки и ее размер определяются условиями договора и зависят от срока оплаты, количества закупаемого товара.

Соответствующее условие контракта на поставку товара может звучать, например, следующим образом:

"Срок оплаты - 30 дней с даты выписки счета. При оплате в течение первых 10 дней предоставляется 2% скидка от суммы счета".

Такой пункт контракта может быть интересным для покупателя. Если он не воспользуется предоставляемой возможностью, то это означает необходи­мость уплаты 2% в течение последующих 20 дней. А это означает около 36,5% годовых.

Многие предприятия пользуются кредитами, предоставляемыми им поставщиками (отсрочкой оплаты). Почти в каждом балансе торгового предприятия бывают заполнены позиции "Расчеты с покупателями" и "Расчеты с постав­щиками".

Фирма "Аякс" тоже имеет своих кредиторов (по отношению к которым она является должником).

На первый взгляд может казаться, что длительные сроки оплат задолженностей являются для предприятия привлекательными. Это означает использо­вание "дешевых" источников финансирования (кредиторам обычно не пла­тят проценты).

Но длительные сроки оплаты задолженностей (высокая степень длительной задолженности перед поставщиками) трактуется как вредное явление, глав­ным образом потому, что кредиторы по разным причинам могут потребовать сокращения срока оплаты с различными негативными последствиями такого поворота дел для финансовой ситуации предприятия. При первом сигнале о возможных недоразумениях кредиторы выдвигают требования об ускорении оплат или задерживают новые поставки. Это приводит к дополнительным проблемам, а зачастую к банкротству. Поэтому нельзя допускать слишком сильной зависимости от кредиторов.

Средний показатель оборачиваемости обязательств (кредиторской задолжен­ности) в "нашей" фирме "Аякс" вычисляем следующим образом:

средняя сумма обязательств500,00
---------------------- х 365дней= х 365 дней = ок. 91дня

2 000,00

Себестоимость реализованных товаров


Это означает, что кредиторы "Аякса" ждут оплат от этого предприятия в среднем 91 день.


Сравнивая между собой два последних показателя, видно, что "Аякс" больше пользуется кредитами от поставщиков, чем сам предоставляет такие кредиты своим покупателям (91 день против 43 дней).

Отраслевые показатели

В зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, для оценки его ситуации и сравнения с другими предприятиями того же самого типа используется целый ряд других показателей, таких как, например:

• сумма оборотов, приходящихся на одного сотрудника;

• зарплата на одного сотрудника;

• обороты на квадратный метр торговой площади.

Эти показатели не требуют дополнительных пояснений.

Напоминаем, что их некритичное использование может быть ошибочным при сравнении предприятий с разным профилем деятель­ности.

Можно ли, например, сравнить показатели оборотов на единицу площади такого предприятия, как судоверфь, и магазин по продаже свадебных платьев или период оборачиваемости товаров в овощном магазине и в мебельном салоне?


Инвестиции

Уже были кратко затронуты вопросы ин­вестиций, которые определили как расходы, не являющиеся затратами.

Можно сказать, что это расходы, которые учитываются на балансовом счете активов.

Инвестировать означает менять денежные средства на материальные ценнос­ти, увеличивающие имущество предприятия(внеоборотные активы).

Далее будут рассмотрены следующие вопросы:

— разновидности инвестиций;

— способ финансирования инвестиций;

— условия принятия инвестиционных решений;

— метод описания рентабельности инвестиций.

Инвестиции можно разделить на несколько разновидностей в зависимости от момента, когда их выполняют, и от их характера.

В этой связи различают:

первоначальные инвестиции;

инвестиции на расширение производства;

замещающие инвестиции.

Первоначальные и расширяющие инвестиции имеют общие характерные черты: в обоих случаях выполняется приобретение такого средства производ­ства, которым предприятие ранее не располагало. В случае замещающих инвестиций закупаются средства производства, заменяющие имеющееся в фирме оборудование, которое уже использовано или устарело.

Один из самых важных вопросов, на которые надо найти ответ перед принятием решения об инвестиции, звучит следующим образом: "Какие дополнительные выгоды могут принести эти расходы?", то есть какова будет (выраженная в денежной форме) рентабельность этой инвестиции?

Единственным рациональным мотивом выполнения инвестиции может быть надежда на повышение рентабельности деятельности после ее осуществления.


То, что инвестирование является способом снижения размера налогов (амор­тизация закупленных основных средств является затратами, поэтому влияет на величину налога на прибыль), не является достаточным основанием для принятия решения об инвестиции.

Конкретные аспекты инвестиционной деятельности проанализируем на примере. Посетим оптовый магазин парфюмерных товаров в конце отчетного года. Обычно в этот период на основании бухгалтерских данных анализиру­ется общая экономическая ситуация предприятия и продумываются перспективы дальнейшего развития.

О данном оптовом магазине можно сказать, что год прошел успешно. Обороты за этот период увеличились на 20%. В связи с этим вырос и объем работ. Подготовкой заказов и погрузкой их на автомобили занимались до этого четыре человека. Оптовый магазин имеет хорошую репутацию у своих клиентов: поставки выполняются в течение 24 часов с момента получения заказа. Этот современный тип услуги, известный под названием JIT(от английского: just in time — "как раз вовремя"), является секретом успеха этого магазина; поэтому необходимо сохранять такую хорошую организацию работы. Если нынешняя тенденция увеличения оборотов сохранится (а на это указывают прогнозы), то в следующем году надо позаботиться о том, чтобы заказы выполнялись также своевременно.

Руководство предприятия оказывается перед выбором:

— нанять дополнительных сотрудников на склад (речь идет о 5 дополни­
тельных работниках)

или

— купить машину (по цене 150 000,00 руб.), которая обслуживалась бы
прежним персоналом, но облегчила бы процесс упаковки и в два раза
увеличила производительность труда.

Присмотримся теперь, каким образом руководство магазина готовится к принятию решения по этому вопросу.

В ходе решения проблемы сохранения темпа работы при увеличении ее объемов на первый план выдвигается вопрос, располагает ли предприятие необходимыми средствами для реализации запланированных действий. Са­мой лучшей является ситуация, когда предприятие располагает достаточно высоким сальдо на собственном банковском счете (оборотные средства предприятия). Это бывает не так часто. В "нашем" оптовом магазине средств также не хватает. Предполагаем, что банк, в котором оптовый магазин имеет расчетный счет, доверяет своему клиенту и соглашается финансировать его инвестиции 5-летним кредитом с процентами в размере 28% годовых. (Вопросы финансирования мы подробно рассмотрим в уроке 22.)

Всегда заслуживает доверия предварительная консультация об инвестиционных планах с банком. Это позволяет избежать таких ситуаций, когда в подготови­тельную работу вложены большие усилия, а банк отказывается от сотрудни­чества.


Выбрать вариант повышения эффективности работы оптового магазина можно, сопоставив между собой оба предполагаемых варианта решений с точки зрения затрат и результатов. Начнем с затрат.

Затраты на увеличение численности персонала

Предположим, что годовая заработная плата одного сотрудника магазина со­ставляет 15 000,00 руб. Это означает, что для найма пяти сотрудников потребуется 75 000,00 руб. Надо также принимать во внимание рост их заработных плат на сумму 7 000,00 руб. в год. (Этот рост выражаем в абсолютной величине, а не в процентах, чтобы облегчить расчеты в примере. Из этих же соображений не принимаем во внимание того, что постепен­ный рост оборотов и связанного с этим объема работы требует последователь­ного, а не одноразового найма новых сотрудников.)

Затраты на закупку упаковочной машины

• Амортизация

Срок службы машины оценивается в 10 лет. Следовательно, на такой период раскладываются амортизационные отчисления. Это приводит к годовым затратам в объеме 15 000,00 руб. Предположим, что после истечения срока службы стоимость машины будет равняться нулю.

Проценты по банковскому кредиту

Затраты на проценты по банковскому кредиту составляют 42 000,00 руб. (150 000 х 28%), а в последующие годы уменьшаются каждый раз на 8 400,00 руб., то есть на 28% от годовой суммы возврата кредита (42 000 : 5).

Напомним, что эти затраты не трактуются как затраты на основную деятель­ность, а в отчете о финансовых результатах отображаются в позиции "Опера­ционные расходы".

Эксплуатационные затраты

Для нормальной работы машины требуется ее систематическое обслуживание. Затраты, связанные с этим, в первый год оцениваются в 3 000,00 руб., а в очередные годы каждый раз на 1 400,00 руб. больше (это связано также с необходимостью замены использованных запасных частей).

Дополнительные затраты на помещения

Площадь склада в настоящее время недостаточна для установки новой машины. За аренду соседнего помещения надо платить 10 000,00 руб. в год.

Затраты на оборудование помещения

Запуск машины в новом помещении требует проведения небольшого объема ремонтных работ, стоимость которых оценивается в 2 500,00 руб. Эти затраты относятся, очевидно, к мелкому ремонту помещения, и потому будут считаться текущими затратами предприя­тия.


Затраты на страхование

Так как работа оптового магазина будет в значительной степени зависеть от машины, то ее следует застраховать на случай аварии. Годовые затраты на это страхование будут равны 1 000,00 руб.

А вот сравнительная таблица предполагаемых затрат реализации обоих вариантов на период 10 лет (в руб.):

Год Дополнительные Затраты на Разница (кассовый
  расходы на зарплату инвестицию излишек)
75 000,00 73 500,00 1 500,00
82 000,00 64 000,00 18 000,00
89 000,00 57 000,00 32 000,00
96 000,00 50 000,00 46 000,00
    Итого кассовый излишек за 4 года: 97 500,00
103 000,00 43 000,00 60 000,00
110 000,00 36 000,00 74 000,00
117 000,00 37 400,00 79 600,00
124 000,00 38 800,00 85 200,00
131 000,00 40 200,00 90 800,00
138 000,00 41 600,00 96 400,00

Под кассовым излишком понимаем сумму оборотных средств, которые в конце каждого года "остаются" (не будут потрачены) в случае принятия решения о приобретении машины. Это означает экономию затрат и, соответ­ственно, повышение прибыли.

Период возврата инвестиции — это время, которое должно пройти, прежде чем инвестированные средства вернутся на предприятие в виде прибыли.

Руководство оптового магазина выполняет это вычисление на основании кассовых излишков, которые внесены в последнюю колонку сравнительной таблицы затрат. В период первых 4-х лет сумма кассовых излишков составит 97 500,00 руб. Планируемая инвестиция стоит 150 000,00 руб. Поэтому после 4-х лет потребуется возместить еще 150 000,00 — 97 500,00 = 52 500,00 руб. Эта сумма несколько меньше, чем планируемый излишек очередного пятого года, поэтому можно предположить, что время возврата инвестиции составляет около 4 лет и 10 месяцев.

Достоинством такого способа вычисления периода возврата инвестиции является его простота. Но следует, однако, сказать, что такой способ исполь­зуется главным образом в случае так называемых малых инвестиций. Кальку­ляция затрат и доходов в течение более длительных периодов времени чрезвычайно сложна. Следует заметить, при небольшом периоде возврата инвестиций вероятность ошибок в расчетах меньше.


На основании составленной сравнительной таблицы затрат можно также сравнительно просто вычислить среднюю рентабельность планируемой ин­вестиции. При этом предположим, что руководство оптового магазина может теоретически воздержаться от инвестирования средств в машину и связанного с этим риска (вычисления делаются на основании предположений!). Положив планируемую сумму на банковский депозит, оно получило бы 21% годовых без всякого риска.

Представленная таблица представляет собой таблицу годовых показателей рентабельности (как отношения кассовых излишков к сумме планируемой инвестиции) в период 10-летнего срока службы машины:

Год Кассовый излишек Рентабельность(в%)
  (в руб.)  
1 500,00 1,0
18 000,00 12,0
32 000,00 21,3
46 000,00 30,7
60 000,00 40,00
74 000,00 49,3
79 600,00 53,1
85 200,00 56,8
90 800,00 60,5
96 400,00 64,3

Средний показатель рентабельности инвестиции за период 10 лет составляет 38,9%. Руководство оптового магазина может решить, стоит ли заниматься инвестированием средств ради дополнительных 17,9% (38,9% — 21%) по сравнению с банковскими процентами по депозиту.

Характерная черта предпринимателей — довольно большая доля оптимизма при оценке эффективности действий в течение продолжительного времени. Но следует заметить, что в представленном методе определения средней рентабельности инвестиции пользуются такими же оговорками, как и при определении времени возврата инвестиции.

Часто на практике при определении желательного уровня рентабельности инвестиции банковские проценты умножают на коэффициент 1,5 (так как они не сопряжены с риском). Это означает, что при банковском проценте по депозитам 21% желательный показатель средней рентабельности инвестиции должен равняться как минимум 31,5%. В случае нашего оптового магазина этот показатель вполне разумен.

Отслеживая стоимость машины в течение срока ее службы, можем говорить о двух различных подходах:



Сейчас читают про: