Вопрос №3. Фундаментальные условия экономики и осн эк-ие проблемы общества

Вопрос №2. Основные эк-ие школы и выдающиеся экономисты в истории эк-ой мысли

Впервые термин «экономика» использовал древнегреческий ученый Ксенофонт (5-4 век до н.э). Этот термин переводился как закон ведения домашнего хозяйства. Первым экономическим учением был меркантилизм. Меркантилисты были идеологами торговой буржуазии. Во Франции – Антуан Монкретьен. Меркантилисты считали, что источником богатства явл сфера обращения и сфера международной торговли. Абсолютной формой богатства явл серебро и золото. Благодаря Антуану Монкретьену ЭТ как наука получает название «политическая экономия». Меркантилисты проводили политику протекционизма- деньги вывозить нельзя из страны, т.е купцы из др стран приезжали со своими товарами, продавали их, за это получали деньги, и на эти деньги должны были купить товар из этой страны. Позже стали принимать эк-ие меры - ограничение импорта и поощрение экспорта.

В начале 18 века формируется теоритическая, другая эк-ая школа – физиократизм.

Физиократы считали, что богатство создается в сфере производства, но ограничивали ее только с/х.

В кон 19в – классическая школа (оказали влияние А. Смит, Д. Риккардо) - они первыми рассмотрели с научных позиций развитие экономики как закономерный процесс с его внутренними законами. Они считали, что богатство создается во всех сферах производства и гл. источник этого богатства –труд.

По трудовой теории стоимости - стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство.

Во 2 пол 19в в рамках классической школы формируются 2 ветви:

1. Марксистская – последовательно развивает трудовую теорию стоимости и создает теорию прибавочной стоимости.

2. Маржиналистская (Сей, Мальтус, Бели - Баверк) – полностью отрицает трудовую теорию стоимости, вместо нее формируют теорию предельной полезности, согласно которой ценность благ определяется их ограниченностью, редкостью, а также той пользой, которую приносит последний экземпляр товара потребителю.

Выдающие экономисты в России:

1. Туган-Барановский

2. Витте

3. Столыпин, Бухарин

Экономисты –аграрники:

1. Чаянов, Кондратьев - изучали проблему продовольственного обеспечения населения, выступали против индустриализации за счёт деревни.

2. Сокольников –вклад в построение фин. системы, ден реформа – ввел золотой червонец.

3. Абалкин (советник Ельцина), Шаталин, Анчишкин.

1 условие – потребности людей безграничны, полностью неутолимы.

2 условие – экономические ресурсы редки или ограничены.

Потребность-нужда в ч-л для поддержания жизнедеятельности, развития личности и об-ва в целом. Материальные потребности – желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им полезность (удовлетворение). В процессе удовлетворения потребностей формируются все новые в качественном и количественном отношении потребности (закон возвышения потребностей). Экономические ресурсы- все людские, природные и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства благ, т. е в хоз. деятельности. Факторы производства – ресурсы, используемые для производства экономических благ (ограничены).

Факторы производства: 1. Материальные (вещественные) – земля и капитал. 2. Личные – труд и предпринимательская способность. Капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг (здания, оборудования).

Т.к наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Любая экономика, работающая на полную экономическую мощность, стоит перед проблемой выбора, какие товары производить, а от производства каких отказаться. Любое об-во должно найти ответы на след. Вопросы:

1. Что производить?

Означает, какой продукт, в каком кол-ве, и в какое время производить, от производства чего отказаться. Этот вопрос решается платежеспособным спросом. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги, а производитель будет сам стремиться удовлетворить желание потребителя.

2. Как производить – означает, на основе какой технологии, с какими затратами, при какой орг-ии труда производить. Вопрос решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Т.е ему надо выпустить больше продукции с минимальными затратами – эффективность производства.

3. Для кого производить – означает, как будет распределяться произведенная продукция. Кто должен пользоваться этой продукцией, должно ли быть распределения поровну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: