Вопрос №17. Определение оптимальной цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции

Вопрос №16. Определение оптимального объема пр-ва при совершенной конкуренции. Метод сопоставления МС и МR.

В условиях совершенной конкуренции ТС(общ)= ТFC (пост) + TVC(пер).

ТR (общий доход) = Q (объем пр-ва) * P (уровень цены)

P- const

P1>P2>P3

Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли.

Правило максимизации прибыли - когда предельные издержки = предельному доходу. (МС=МR).

При цене Р1 при пр-ве, меньшем Q1, предельный доход МR1 всегда больше предельных издержек МС - имеется прибыль. Причем общая сумма прибыли увеличивается по мере роста объема пр-ва.

При произ-ве, большем Q1, пред доход везде меньше пред издержек МС - каждая дополнительная единица продукции приносит убытки, которые будут сокращать ранее накопленную прибыль.

Т.О, оптимальный объем пр-ва будет объем Q1, при котором фирма получает максимальную прибыль.

При цене Р2 при любом объеме пр-ва предприятие несет убытки, т.к пред доход МR 2 всегда меньше средних общих издержек АТС. Эти убытки будут минимальны при пр-ве Q2, который соответствует точке пересечения графиков МR2 и МС.

При цене Р3 при любом объеме пр-ва предприятие убыточно, причем убытки будут минимальны при Q=0, т.е предприятие надо закрыть.

Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем

выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже

известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Разница с совершенной конкуренцией состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а

минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки

не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки,

предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом

вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру

продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей

экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами,

долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической

конкуренции, является безубыточность.

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в

отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической

конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В

реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно

длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды

продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры

для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы

открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь

соответствующее образование, подтвержденное дипломом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: