Вопрос №16. Определение оптимального объема пр-ва при совершенной конкуренции. Метод сопоставления МС и МR.
В условиях совершенной конкуренции ТС(общ)= ТFC (пост) + TVC(пер).
ТR (общий доход) = Q (объем пр-ва) * P (уровень цены)
P- const
P1>P2>P3
Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли.
Правило максимизации прибыли - когда предельные издержки = предельному доходу. (МС=МR).
При цене Р1 при пр-ве, меньшем Q1, предельный доход МR1 всегда больше предельных издержек МС - имеется прибыль. Причем общая сумма прибыли увеличивается по мере роста объема пр-ва.
При произ-ве, большем Q1, пред доход везде меньше пред издержек МС - каждая дополнительная единица продукции приносит убытки, которые будут сокращать ранее накопленную прибыль.
Т.О, оптимальный объем пр-ва будет объем Q1, при котором фирма получает максимальную прибыль.
При цене Р2 при любом объеме пр-ва предприятие несет убытки, т.к пред доход МR 2 всегда меньше средних общих издержек АТС. Эти убытки будут минимальны при пр-ве Q2, который соответствует точке пересечения графиков МR2 и МС.
|
|
При цене Р3 при любом объеме пр-ва предприятие убыточно, причем убытки будут минимальны при Q=0, т.е предприятие надо закрыть.
Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем
выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже
известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
Разница с совершенной конкуренцией состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а
минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки
не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки,
предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом
вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру
продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей
экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами,
долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической
конкуренции, является безубыточность.
Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в
|
|
отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической
конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В
реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно
длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды
продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры
для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы
открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, надо иметь
соответствующее образование, подтвержденное дипломом.