Лекция 3
С точки зрения поведенческого подхода, расстройства могут быть связаны со следующими факторами:
1) дезадаптивное поведение как следствие процессовобусловливания – классического (респондентного) и оперантного;
2) нарушенное поведение как следствие максимального нарушенияпроцессов обусловливания;
3) расстройства как следствие влияния когнитивных факторов, участвующих в процессе научения.
3.1 Классическое обусловливание
Понятие классического обусловливания напрямую связано с именем И.П. Павлова (1849-1936), создавшего учение об условных рефлексах. На основе павловского учения развивался классический бихевиоризм Уотсона и Айзенка, а позже – оперантный бихевиоризм Скиннера и Ферстера.
С точки зрения классического бихевиоризма, поведение человека определяется стимулами, исходящими как из внешней, так и внутренней среды организма, на которые последний реагирует определенным образом. Все реакции можно разделить на открытые и скрытые, врожденные и приобретенные. Вышеизложенное можно выразить в известной бихевиористской схеме:
S – R
где S – стимул (или ситуация), а R- реакция организма.
Соответственно, и психические расстройства можно рассматривать как следствие классического обусловливания.
Айзенк выделял две группы расстройств:
1. Расстройства первого типа («дистимические расстройства»), которым предшествовали процессы классического обусловливания. К ним Айзенк относил фобии, тревожные, навязчивые и некоторые депрессивные расстройства.
2. Расстройства второго типа, при которых имеется недостаток условных реакций. Сюда относятся расстройства личности, энурез и все расстройства, поддерживаемые оперантным обусловливанием.
По мнению Айзенка, расстройство первого типа проходит три стадии:
1. Индивид переживает какую-то сильную травму или ряд субтравмирующих событий, которые вызывают сильные безусловные вегетативные реакции (тахикардия, потоотделение, тремор и т.п.) Например, человек попадает в автокатастрофу и испытывает выраженный страх и вышеописанные вегетативные реакции. Это нормальный паттерн реагирования на вредные раздражители.
2. Формируются условные реакции, особенно у лиц, подверженных обусловливанию. К таковым Айзенк относил нейротичных экстравертов и, особенно, нейротичных интровертов. В нашем примере с автокатастрофой у индивида может возникнуть боязнь поездок на автомобиле. Этот страх, если он не подкрепляется, может угаснуть («спонтанная ремиссия»).
3. Здесь может возникнуть хроническое персистирующее расстройство, которое часто поддерживается поведением избегания, исключающим угашение условной реакции.
Схематически вышеизложенное можно выразить так:
БС --- БР
УС (+БС) --- УР,
где БС – безусловный стимул (ситуация), например, автоавария;
БР – безусловная реакция – вегетативная реакция при попадании в автокатастрофу;
УС – условный стимул (поездка на автомобиле или вид самого автомобиля, например);
УР – условная реакция, которая в нашем примере будет совпадать с БР (вегетативными проявлениями и чувством страха).
Позднее Айзенк модифицировал свою теорию: кроме аверсивных (нежелательных, неприятных) событий к физиологическим и поведенческим последствиям может привести также условное фрустрирующее отсутствие вознаграждения. В данном случае фрустрация будет выступать в качестве условной реакции, закрепившейся в результате отсутствия вознаграждения в определенных ситуациях.
Как говорилось выше, в некоторых случаях при расстройствах первого типа может наблюдаться спонтанная ремиссия. При расстройствах второго типа такая ремиссия, естественно, невозможна, так как они обусловлены недостатком условных реакций. Айзенк считал, что дисфункциональная готовность формировать недостаточное количество условных реакций может коррелировать с таким психологическим фактором, как интроверсия.
Айзенк считал, что определенные аверсивные стимулы могут вызывать расстройства посредством образования условной реакции с большей вероятностью, так как в этих случаях безусловный стимул (БС) легче ассоциируется с условным стимулом (УС). Айзенк предположил, что такие более устойчивые БС-УС соединения детерминированы филогенетическим опытом. Например, у человека легче формируется фобия открытых пространств, определенных видов животных (змей, пауков, грызунов), закрытых пространств и т.д., так как в ходе филогенетического развития человеку приходилось избегать этих стимулов, с которыми он не мог справиться, и ситуации, в которых он был беззащитен. Соответственно, в ходе естественного отбора выжили индивиды, у которых существует повышенная осторожность в отношении этих ситуаций и стимулов, что является предрасполагающим фактором в возникновении, в частности, фобий. Айзенк выделил следующие свойства этих эволюционно «подготовленных» классов стимулов:
1. Быстрое усвоение фобического поведения избегания, часто уже после однократной конфронтации.
2. Эти специфические БС-УС-ассоциации имеют повышенную резистентность к угашению.
3. «Подготовленные» ассоциации мало подвержены влиянию когнитивных инструкций.
3.2 Оперантное обусловливание
Основное отличие оперантного поведения от респондентного (определяемого классическим обусловливанием) заключается в том, что стимул (S) следует за реакцией человека (R), т.е. поведение человека зависит от ожидаемых изменений окружающей среды. Сам термин «оперантный», предложенный Скиннером, подразумевает, что такое поведение оперирует средой, т.е. изменяет её. Соответственно, формула такого поведения будет выглядеть так:
R --- S,
Где R – реакция организма (поведение), а S- последствия поведения.
Соответственно, «поведение формируется и сохраняется егопоследствиями» (Скиннер,1971), что является главным постулатом оперантного бихевиоризма.
Последствия поведения могут быть четырех видов:
1. Позитивное подкрепление – получение желаемого положительного результата.
2. Позитивное наказание – неприятный (аверсивный) исход.
3. Негативное подкрепление – удаление нежелательных неприятных стимулов.
4. Негативное наказание – удаление положительного стимула.
Подкрепления можно разделить на первичные (связанные снепосредственными потребностями организма – пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные (любые события илиобъекты, которые тесно связаныс первичными подкрепляющими стимулами – деньги, внимание, учебные оценки и т.д.).
В этом подразделе мы рассмотрим концепцию возникновения депрессии Ферстера, разработанную на основе парадигмы оперантного обусловливания.
Ферстер считал, что при депрессии имеется ряд дефицитов поведения (снижение социальной и профессиональной активности, снижение интереса к повседневным делам и досугу и т.д.), а также эксцессов поведения (постоянные жалобы, поведение избегания и т.д.) Развитие депрессии Ферстер связывал с недостатком подкрепляющих стимулов, который объясняется тремя причинами:
1. Ограниченное и искаженное восприятие самого себя и окружения снижает восприимчивость к подкрепляющим стимулам.
2. Ограниченный поведенческий репертуар индивида не позволяет ему получать достаточное количество подкрепляющих стимулов. Т.е. человек не умеет (точнее – не научен в детстве) вести себя таким образом, чтобы завоевать расположение окружающих, получить достаточное внимание, одобрение и т.д.
3. Внезапная потеря подкрепляющих стимулов вследствие критических жизненных событий (разлука, переезд, смерть, выход на пенсию и т.д.).
Таким образом, создается замкнутый круг: человек в меньшей степени демонстрирует поведение, способное вызвать изменение поведения окружающих (=инструментальное поведение), в результате получает меньше подкрепляющих стимулов. Недостаток стимулов приводит к эксцессам поведения (плач, жалобы), что, естественно, отталкивает окружающих и приводит к ещё меньшему количеству подкрепляющих стимулов.
Левинсон, развивая теоретические положения Ферстера, задался вопросом: почему в определенных ситуациях, связанных с недостатком позитивного подкрепления, у одних лиц возникает расстройство, а у других нет? Эти различия в депрессивном реагировании на схожие ситуации Левинсон связал с взаимодействием трех факторов:
· Потенциальное множество подкрепляющих стимулов, которое есть у человека. Под ними понимаются все виды деятельности, материальные, духовные и социальные блага, которые являются вторичными подкрепляющими стимулами. Чем их больше, тем меньше вероятность того, что индивид испытает утрату подкрепляющих стимулов.
· Подкрепляющие стимулы, которыми человек фактически обладает в данный момент времени. Естественно, чем их больше, тем меньше вероятность возникновения депрессивных реакций.
· Объем и качество поведенческих навыков, необходимых для получения подкрепляющих стимулов. Чем больше у человека инструментальных навыков, тем меньше вероятность недостатка подкрепления.
Ещё одним фактором, играющим большую роль в потенциальном возникновении психических расстройств, являются сильные и незаслуженные наказания в детстве. Теоретически, с точки зрения оперантного обусловливания, наказания должны приводить к уменьшению нежелательного поведения, но на практике это происходит не всегда так. Часто дети, подвергающиеся сильному наказанию, так и не учатся тормозить нежелательное поведение; гораздо больше наказание предрасполагает к тревожности, неуверенности, а иногда и к агрессивности. Если наказания приобретают форму физического или психического насилия, то можно прогнозировать тяжелые психические расстройства.
3.3 Расстройства как следствие нарушений процесса обусловливания
Помимо описанных выше механизмов возникновения психических расстройств вследствие классического и оперантного обусловливания, определенную роль в развитии патологии могут играть условия научения, максимально нарушающие процесс обусловливания. К ним относят:
- слишком сильное возбуждение (при высокой интенсивности раздражителя и при слишком сложных условиях воздействия);
- слишком сильное торможение (при невозможности дифференцировать стимулы);
- нарушение соотношения процессов побуждения и торможения.
В вышеуказанных условиях нервная система не в состоянии выполнять свои функции, что приводит к дезорганизации поведения.
3.4 Атрибутивный стиль и расстройство
Каузальная атрибуция – процесс, в ходе которого собственным или чужим поступкам приписываются определенные причины или основания. Причем, эти причины чаще всего являются умозрительными. Атрибутировать (приписывать) причины можно интернально (самому себе) и экстернально (другим людям, обстоятельствам).
Существует определенная связь между атрибутивным стилем (тем, как человек атрибутирует причины жизненных событий) и расстройствами. Например, депрессивные индивидуумы склонны объяснять негативные события или собственные неудачи внутренними факторами (заключенными в себе), глобальными факторами (катастрофизация последствий) и стабильными факторами (своими личностными свойствами). В то же время позитивные последствия приписываются другим людям либо ситуации.
Было предложено несколько вариантов моделей, рассматривающих отношения атрибутивного стиля и депрессивных расстройств (Brewin,1988):
1) модель-симптом: дисфункциональные атрибуции рассматриваются как часть депрессивного синдрома, а не как причина;
2) модель-причина: дезадаптивные атрибуции являются причиной депрессивного расстройства;
3) стресс-диатез-модель: стабильный дезадаптивный атрибутивный стиль является фактором уязвимости;
4) модель поддержания: дезадаптивные атрибуции не запускают патологическое состояние, а поддерживают его;
5) модель-копинг: предполагает, что дисфункциональные атрибуции снижают резистентность к депрессивным расстройствам, нарушая копинг-поведение.
3.5 Концепция выученной беспомощности Селигмана
В 1975 году Селигман предложил концепцию «выученной беспомощности», призванную объяснить возникновение депрессии. Согласно представлениям Селигмана, депрессивное расстройство формируется следующим образом: человек попадает в стрессовую аверсивную ситуацию, которую неспособен контролировать; индивид обобщает этот негативный опыт, делая предположение, что он неспособен контролировать отрицательные события собственной жизни, в результате испытывая чувство беспомощности. Имея такую установку по поводу невозможности контролировать аверсивные события, человек и в самом деле снова попадает в ситуацию, которую ввиду своей пассивности он не может контролировать, и таким образом получает подтверждение идеям о своей беспомощности. Итогом всего являются депрессивные переживания, которые приводят к ещё большей пассивности и самообесцениванию – порочный круг замыкается. Таким образом, согласно взглядам Селигмана ведущую роль в возникновении депрессии играет не сама стрессовая ситуация, а опыт, что эту ситуацию невозможно контролировать, что приводит к беспомощности и депрессивным переживаниям.