Когнитивные концепции развития психических расстройств

Лекция 4

4.1 Теория конструктов Келли

По мнению Джорджа Келли, основное стремление человека – предсказывать и контролировать события, которые с ним происходят. Каждый человек – по-своему ученый, выстраивающий определенные гипотезы, касающиеся его собственной жизни и проверяющий их на практике. Первый шаг на пути предсказания и контроля своего жизненного опыта – это толкование событий, которые объединяются или противопоставляются по определенным признакам, т.е. находятся сходства и отличия различных событий. Без этого толкования все происходящие с человеком события казались бы бессмысленными и случайными. Продуктом истолкования является конструкт – идея или абстракция на основе конкретного опыта, дихотомичная по своей природе (хороший – плохой, цветной – бесцветный и т.д.). Т.е. любое событие, явление можно отнести к хорошим или плохим, интересным или неинтересным и т.д.

В течение жизни у человека развивается множество конструктов, позволяющих ему структурировать свой опыт. Но эти конструкты не остаются разобщенными, многие из них организуются в конструктную систему, в которой конструкты находятся в определенных подчинительных отношениях.

События считаются для человека значимыми лишь в том случае, если они включены в имеющиеся конструкты, т.е. человек не ожидает от будущего ни большего, ни меньшего, чем это заложено в конструктах, имеющихся у него. Причем, выбор конструкта, который он приложит к оценке ожидаемого события, зависит от того положения, которое занимает конструкт в иерархии конструктов. Например, для кого-то при новом знакомстве важно оценить собеседника в рамках конструкта «творческий – банальный», а для кого-то важен конструкт «общительный – необщительный», «щедрый – скупой» и т.д. Соответственно, поведение человека будет формироваться, исходя из ожиданий, вытекающих из его конструктной системы. При этом учитываются взаимоотношения конструктов и их корреляция, выявляемые опытным путем (например, у человека был опыт, что творческие люди, с которыми он общался, всегда были общительными; соответственно, вступая в отношения с общительными людьми, индивидуум может ожидать (исходя их своей конструктной системы), что это люди творческие).

Человек склонен вести себя консервативно, если его цель – сохранить и подтвердить конструкт (т.к. новый опыт может его опровергнуть) или рисковать и быть более спонтанным – если человек настроен расширить свою систему конструктов. Обе стратегии направлены на более совершенное прогнозирование и контролирование будущего.

Конструкты могут изменяться, если они приводят к ожиданиям, оказавшимся неточными. Когда ожидания не подтверждаются событиями, человек испытывает тревогу. Тревога означает, что «конструктная система человека неприложима к близким событиям, поэтому она предрасполагает к пересмотрам и исправлениям».

Все конструкты можно классифицировать таким образом:

1) проницаемые и непроницаемые – в зависимости от возможности включить в конструкт новые события;

2) всесторонние (включающие широкий спектр явлений) и второстепенные (включающие узкий спектр явлений);

3) подчиняющие (включающие другие конструкты в качестве своих элементов) и подчинительные (включенные в качестве элемента в другие конструкты);

4) жесткие (ведущие к неизменным прогнозам) и свободные (ведущие к различным прогнозам).

Кроме того, конструкты могут быть упредительными (включать в себя те события, которые не могут быть отнесены к другим конструктам); превербальными (их нельзя выразить словами).

Таким образом, человек, по мнению Келли, структурирует все события своей жизни с помощью дихотомичных конструктов, которые, объединяясь в конструктные системы, позволяют индивидууму прогнозировать и контролировать собственную жизнь, что является главной тенденцией человека.

4.2 Когнитивная концепция расстройств

Аарон Бек разработал оригинальную концепцию, объясняющую развитие психических и поведенческих расстройств. Интересно отметить, что мать Бека страдала депрессиями (в будущем он большое внимание уделил изучению этого заболевания), а у самого психолога в процессе взросления возникло много различных тревог и фобий (страх хирургических вмешательств, удушья, публичных выступлений).

Бек считал, что существуют определенные схемы – «когнитивные структуры, организовывающие опыт и поведение» (Beck,1990), относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие на то, как люди сортируют и синтезируют поступающую информацию. Эти схемы – аналоги личностных конструктов Келли. Они могут быть общими и специфическими, скрытыми и доминирующими. Можно выделить пять категорий схем:

1) когнитивные – касающиеся таких действий, как абстрагирование, интерпретация, воспоминание, оценка себя и других людей;

2) эмоциональные – ответственные за генерирование чувств;

3) мотивационные – имеющие отношение к стремлениям и желаниям;

4) инструментальные – которые готовят людей к действию;

5) контрольные – включают в себя самоконтроль и торможение, изменение и управление действиями.

Схемы и установки людей влияют на то, как они обрабатывают данные, касающиеся их самих. Развитие расстройств Бек связывал с когнитивной уязвимостью, основанной на дисфункциональных схемах, которые приводят к неправильной обработке информации. Также Бек ввел понятие «автоматические мысли», которые характеризуются следующим образом:

1) автоматические мысли – часть внутреннего монолога людей, они отражают то, что люди говорят самим себе;

2) они могут принимать форму слов, образов или сочетания слов и образов;

3) эти мысли протекают очень быстро и обычно на грани сознания;

4) автоматические мысли предшествуют появлению эмоций, ощущений;

5) эти мысли имеют свойство возвращаться, несмотря на то, что люди пытаются их заблокировать;

6) они влияют на тон голоса, выражение лица, жесты, даже если не выражаются вербально;

7) автоматические мысли могут быть связаны с трудноуловимыми мыслями, лежащими в основе относительно очевидных мыслей.

Автоматические мысли могут быть проявлением дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы. Перечислим главные ошибки, которые мешают логично мыслить:

1) произвольные умозаключения – выведение определенных заключений при отсутствии доказательств;

2) избирательное абстрагирование – проявление внимание к деталям, вырванным из контекста;

3) сверхгенерализация (сверхобобщение) – выведение общего правила из одного или нескольких изолированных случаев;

4) преувеличение и преуменьшение – неправильная оценка, рассмотрение конкретных событий как гораздо более или менее важных;

5) персонализация – тенденция связывать внешние события с собой при отсутствии адекватных доказательств;

6) дихотомическое мышление – мышление, характеризующееся максимализмом («черное-белое», «или-или»).

Механизм развития расстройства следующий: попадая в стрессовую ситуацию, человек неправильно интерпретируют свой опыт, в результате чего происходит «когнитивный сдвиг». Последний приводит к возникновению собственно расстройства.

Бек связывал определенные дезадаптивные когнитивные схемы с конкретными расстройствами:

· «Когнитивная депрессивная триада»: негативное отношение к себе, к миру в целом и к будущему.

· При тревожных расстройствах индивидуумы преувеличивают угрозу стрессовой ситуации и недооценивают собственные ресурсы.

· В основе расстройств личности лежат различные дезадаптивные убеждения: «Ошибки – это плохо. Я не должен никогда ошибаться» - при обсессивно-компульсивном расстройстве; «Люди пытаются причинить мне зло» - при параноидальном расстройстве, и т.д.

4.3 Социально-когнитивная теория Бандуры

Альберт Бандура предложил внести в классическую модель человеческого поведения, предлагаемую бихевиористами (S-R), дополнительный элемент – переменную О (S-O-R), где S – стимул, O – опосредованные организмом когнитивные процессы, R – реакция. По мнению Бандуры, у человека можно выделить пять основных когнитивных способностей:

1. Способность символизации: люди способны преобразовывать свой опыт в символы и обрабатывать эти символы. Эта символизация может быть как полезной, так и вредной.

2. Способность предвидения: поведение человека часто определяется скорее предусмотрительностью, чем непосредственной реакцией на окружение. Люди предвидят последствия своих действий и ставят перед собой цели.

3. Способность опосредования: люди часто учатся, наблюдая за поведением других, что значительно экономит время, а в некоторых случаях научение по модели является исключительным для формирования определенных навыков (например, изучение языка).

4. Способность саморегуляции: люди оценивают собственное поведение по собственным стандартам, и такая самооценка влияет на поведение человека в дальнейшем.

5. Способность самоанализа: люди способны анализировать свой опыт, оценивать адекватность своих мыслительных процессов.

Человеческая деятельность определяется тремя факторами, которые взаимосвязаны: собственно поведение; когнитивные и личностные факторы; влияние окружающей среды.

Бандура выделял два главных способа научения – научение через наблюдение и научение в действии.

В основном люди научаются человеческому поведению и когнитивным навыкам, наблюдая за моделями. При этом научение по моделям предполагает ряд процессов:

1. Проявление внимания: важно, чтобы люди обращали внимание на моделируемое поведение и точно воспринимали его. Здесь важны пригодность, отчетливость, привлекательность и функциональная ценность моделируемого поведения, а также характеристики самого наблюдателя (сенсорные способности, привычки восприятия и т.д.).

2. Сохранение: моделирование должно запомниться в виде образной информации либо в виде вербальных символов. Помогают лучше запомнить мотивация, частое реальное или воображаемое применение модели и т.д.

3. Продуцирование – перевод символического смоделированного поведения в эффективное действие. При этом важно сравнивать когнитивное представление поведения с реально осуществляемым поведением, что зависит от точности сенсорной обратной связи и точности когнитивного представления.

4. Мотивация. Не каждое действие, которому человек учится, в будущем реализуется в жизни. Смоделированное поведение чаще применяется в тех случаях, если оно приносит внешние выгоды, внутренне положительно оценивается и приносит пользу модели (и это можно наблюдать).

Научение в действии также распространено, т.к. существует необходимость переводить знания в действия. Люди используют информацию, которую они извлекают из практики, для того, чтобы корректировать собственные действия, пока последние не станут соответствовать когнитивному представлению о квалифицированном исполнении.

Важным понятием теории Бандуры является самоэффективность – это восприятие человеком своей способности продемонстрировать определенное поведение или справиться с определенной ситуацией. Наряду с этим, выделяется ожидание результата – когда человек знает, что какое-то определенное поведение будет иметь желаемый эффект (=приведет к определенному результату). Адекватное поведение наблюдается лишь при высокой самоэффективности и высоком ожидании результата. При других сочетаниях наблюдаются следующие изменения поведения и эмоционального состояния:

Табл.2 Эффекты ожидания результата и эффективности

  Ожидание результата
+ --
  Ожидание эффективности   + Уверенное адекватное дей-ствие Социальная целенаправ-ленная активность Протест Жалобы Смена среды
_ Самообесценивание Отчаяние Пессимизм Апатия

Ожидание результата можно изменить путем научения по моделям, то есть приобретением знаний, а ожидание эффективности (самоэффективность) можно изменить только собственными действиями, когда человек убеждается, что он способен добиться определенного результата.

Предложенная теория научения по моделям помогает понять развитие некоторых форм дезадаптивного поведения (в т.ч. суицидального – в качестве подражания), возникновение тревожных расстройств («тревожные родители – тревожные дети»: дети учатся тревожиться и переживать по самым незначительным поводам у своих родителей), депрессивных переживаний (связанных с низкой самоэффективностью, вызывающей самообесценивание, пессимизм и апатию).

4.4 Теория социального научения Роттера

Теория социального научения Джулиана Роттера – это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами научения. В центре теории – прогноз поведения человека в сложных ситуациях. По мнению Роттера, поведение человека определяется четырьмя переменными:

1. Потенциал поведения – вероятность данного варианта поведения у конкретного индивида. Т.е. человек на какой-то стимул извне демонстрирует чаще одно определенное поведение из всех возможных поведенческих реакций.

2. Ожидание – субъективная вероятность того, что специфическое поведение приведет к определенному подкреплению. Ожидание обычно основано на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Если в прошлом люди получали за поведение в конкретной ситуации подкрепление, то они чаще всего повторяют это поведение. Ожидания могут быть специфическими (относящимися к конкретной ситуации) и генерализованными (применимыми к множеству различных ситуаций; пример – локус контроля – см. ниже).

3. Ценность подкрепления – та переменная, которая обусловливает предпочтение одного подкрепления другому. Естественно, ценность подкрепления индивидуальна. Как и ожидания, ценность подкрепления зависит от нашего предыдущего опыта и может меняться со временем. Нужно отметить, что ценность подкрепления не зависит от ожидания – человек может признавать ценность какого-либо подкрепления, но не ожидать его в виду отсутствия, например, определенных способностей, чтобы его (подкрепление) получить.

4. Психологическая ситуация – субъективное восприятие ситуации индивидуумом. Т.е. каждый конкретный человек может интерпретировать одну и ту же ситуацию по-своему.

Роттер предложил формулу прогноза поведения:

потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Из формулы видно, что для того, чтобы прогнозировать поведение человека, необходимо знать ценность подкрепления каждой из альтернатив поведения и ожидание индивида, что данное поведение приведет к получению подкрепления. Однако стоит заметить, что данная формула имеет скорее гипотетическое значение, т.к. необходимо точно знать указанные в формуле переменные, что возможно скорее в лабораторном эксперименте, чем в реальной жизни.

Роттер полагал, что люди стремятся максимизировать поощрение и минимизировать наказание, а основная цель человека – удовлетворение потребностей, которых Роттер выделил шесть:

· Статус признания – потребность чувствовать себя компетентным в различных сферах деятельности.

· Защита-зависимость – потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей.

· Доминирование – потребность иметь влияние на жизнь других людей.

· Независимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать значимых целей без помощи других.

· Любовь и привязанность – потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди.

· Физический комфорт – потребность в физической безопасности, хорошем здоровье и свободе от боли. Все остальные потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия.

По аналогии с указанными выше переменными, каждая потребность имеет следующие компоненты:

1. Потенциал потребности – вероятность, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей.

2. Ценность потребности – предпочтение одних потребностей другим.

3. Свобода деятельности и минимальная цель. Свобода деятельности – ожидание, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из потребностей. Чем ниже такое ожидание, тем ниже свобода деятельности. Уровень минимальной цели – минимальный уровень подкрепления, который воспринимается человеком как позитивный.

Как указывалось ранее, приведенная выше формула поведения ограничена контролируемыми условиями. Поэтому для прогноза поведения в повседневной жизни Роттер предложил следующую формулу:

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности

Говоря проще, человек стремится к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

4.4.1 Локус контроля

Локус контроля – центральный конструкт теории социального научения Роттера, который представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.

Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их жизненные успехи и неудачи регулируются внешними обстоятельствами, такими как судьба, удача, влиятельные люди, счастливый случай. Люди с интернальным локусом считают, что события контролируются их собственными действиями и способностями. Экстернальность и интернальность – два крайних полюса, между которыми существует множество вариантов, с большей или меньшей склонностью к экстернальному или интернальному локусу контроля.

Исследования показывают, что у экстерналов чаще возникают психологические проблемы, чем у интерналов: у них тревога и депрессия выше, а самооценка ниже, чем у интерналов. Также вероятность возникновения психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Интерналы больше следят за своим здоровьем, чаще посещают врачей с профилактической целью, лучше адаптируются социально. В то же время, интерналам больше нравятся люди, которыми они могут манипулировать и не нравятся те, которые не поддаются влиянию. Экстерналы же, напротив, склонны к зависимости от социального окружения и в большей степени поддаются влиянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: