double arrow

Психология лечебного процесса

10.1 Комплаенс

Под комплаенсом понимают согласие пациента следовать врачебным назначениям и рекомендациям. Другими словами, комплаенс – это склонность пациента к сотрудничеству.Перечислим некоторые способы достижения комплаенса:

1. Поведенческий подход: адекватное выполнение пациентом рекомендаций врача необходимо подкреплять одобрением, положительными эмоциями.

2. Упрощение лекарственных схем. Желательно (если возможно) уменьшить кратность приема препаратов и перейти к монотерапии. Идеальный вариант – одна таблетка один раз в сутки.

3. Четкость инструкций. Рекомендации должны быть конкретными и не допускающими двойного толкования. Например: лекарство N необходимо принимать по 0,5 таблетки в 9.00, 14.00 и по одной таблетке в 22.00 (вместо «по полтаблетки два раза в день и целую на ночь»). Желательно инструкции подкреплять визуально – схемами, таблицами и пр.

4. Нивелирование возможных побочных действий и опережающее информирование больного о возможных неприятностях. Неприятные побочные эффекты – частая причина несоблюдения режима приема препаратов, особенно, если они (эффекты) становятся для пациента неожиданностью.

Если в лечебных целях необходимо изменить образ жизни больного и добиться сотрудничества в данном вопросе, могут быть полезными следующие принципы:

1. Обоснование необходимости перемен: изменение образа жизни должно быть аргументировано и признано пациентом обязательным.

2. Использование естественного страха и тревоги, приведение наглядных примеров неблагоприятных исходов болезни.




3. Удачный выбор времени для разговора. Полезнее обосновывать необходимость перемен в образе жизни, когда пациент испытывает выраженный дискомфорт в связи с расстройством, нежели когда обострение миновало.

4. Оценка готовности больного к переменам, исходя из его личностных особенностей.

5. Саногенное позитивное подкрепление: заключение соглашений, договоров, система штрафов и поощрений, предупреждение негативных последствий отмены негативных привычек, социальная поддержка.

10.2 Отказ от приема лекарственных препаратов

Лекарственные препараты способствуют формированию адекватного копинг-стиля. Установлено, что 40-60% пациентов отказываются от приема препаратов. Причины отказа:

· эмоционально-личностные (предрассудки в отношении медикаментозной терапии, ригидность установок и прочее)



· экономические (пациент не может позволить себе дорогостоящее лекарство)

· побочные действия

Соблюдение следующих принципов поможет усилить согласие пациента на прием препаратов:

1. Тщательно собранный лекарственно-психологический анамнез. Необходимо узнать, как реагировал пациент на назначение определенных лекарств в прошлом, всегда ли выполнял назначения и т.д.

2. Установление терапевтических отношений и коммуникаций.

3. Использование эффекта начального лечения – акцентирование внимания на первых положительных изменениях в ходе медикаментозной терапии.

4. Учет и использование невербальных и вербальных психологических факторов, связанных с препаратом.

10.3.1 Невербальные и вербальные психологические факторы, связанные с препаратом

Невербальные психологические факторы, связанные с лекарственным препаратом:

1. Цвет

2. Размер лекарственной формы

3. Форма лекарственной формы

4. Цена препарата

Невербальные факторы могут вызывать иррациональные установки по отношению к препарату в связи с удобством/неудобством его приема (зависящим от формы и размера лекарственной формы), предубеждениями («внутривенное введение препарата эффективнее, чем внутреннее», хотя для многих препаратов это не так), бессознательной реакцией «нравится - не нравится». Слишком дешевый и доступный препарат может недооцениваться, в то время как дорогостоящий изначально может считаться эффективнее.

Вербальные психологические факторы:

1. Репутация препарата у населения. Здесь имеет значение влияние микро- и макросоциального окружения.

2. Текст-вкладыш в упаковке. Пациента могут насторожить побочные эффекты, описанные в инструкции или перечень заболеваний, при котором применяется данное лекарство.

3. Название препарата. На бессознательном уровне название препарата может вызывать доверие или недоверии, нравиться не нравиться и т.д.






Сейчас читают про: