Среднее предприятие. Предприниматель решил расширить деятельность своего предприятия

Предприниматель решил расширить деятельность своего предприятия. Куплено несколько станков, предприниматель производит уже большее количество деталей для того же самого заказчика. Возникла необходимость нанять несколько рабочих. Предприятие "вырастает" из своего предыдущего помещения, и для него необходимо найти новое. Для новых изделий требуется различное дополнительное сырье. Через некоторое время предпринимателю удается расширить круг покупателей своих изделий.

Такое расширение деятельности требует изменений в используемой до сих пор системе бухгалтерского учета. По совету опытного бухгалтера предприниматель решил открыть Главную книгу, которая несколько усложняет систему регистрации хозяйственных операций, но облегчает оценку финансовой ситуации предприятия в любой момент времени и позволяет постоянно следить за текущими размерами затрат.

При этом возникает вопрос: необходимо ли одновременно с Главной книгой вести журналы? Ведь практически все данные из Банковской книги можно найти на счете "Расчетные счета", данные из Кассовой книги — на счете "Касса".

Журналы все-таки должны использоваться для поддержания порядка в хра­нимых документах, а ведение Кассовой книги является обязательным. До­кументы, которые попадают в бухгалтерию из кассы, всегда накапливаются в хронологическом порядке и имеют порядковый номер. То же самое характерно для всех банковских документов, счетов закупок и копий счетов на продажу. Все записи, не относящиеся к перечисленным группам документов, в хроно­логической последовательности накапливаются в отдельном скоросшивателе или папке. Колонка "Журнал" в Главной книге практически отсылает нас к месту хранения данного первичного бухгалтерского документа.

В описываемой здесь ситуации нет необходимости в ведении Мемориальной книги. Она нужна при разделении обязанностей, то есть тогда, когда отдельный работник занимается вписыванием конкретных позиций на счета Главной книги согласно указаниям руководителя. Для облегчения работы можно на самом бухгалтерском документе отметить, на какие счета должна попасть указанная на нем сумма. Такая запись называется декретом или бухгалтерской проводкой.

План счетов данного предприятия, несмотря на увеличение его размеров, не очень большой. Вместо картотеки разрозненных пустографок можно вос­пользоваться переплетенной книгой (от которой исторически происходит название "Главная книга") со следующей организацией:

ЖУРНАЛ-ГЛАВНАЯ на..... месяц

№ п/п Дата Журнал Описание Сумма Касса Банк Дебиторы
Д К Д К Д К
                     

Такая система бухгалтерского учета, которую называют табличной (или "американкой"), объединяет в себе элементы журналов и Главной книги (собрания счетов). Описываемая переплетенная книга поэтому называется Журнал-Главная.

Такого типа книга может, конечно, содержать много колонок, но она должна удовлетворять определенным ограничениям по размеру. Количество счетов в ней не может быть сколь угодно большим.

Способ использования такой книги проиллюстрируем на примере нескольких
хозяйственных операций:

2 мая В кассу получена сумма 345,00 руб. от Шапошникова С. за отгруженный товар по счету № 785. Приходный кассовый ордер № 314.

3 мая С банковского счета оплачен счет поставщика Н. Добровольского
(г. Загорск) от 2 апреля текущего года. Сумма счета — 2 355,00 руб.
Номер банковской выписки — 238.

Для учета этих двух операций необходимо располагать четырьмя двойными колонками счетов: "Касса", "Банковский счет", "Расчеты с покупателями" (дебиторами), "Расчеты с поставщиками" (кредиторами).

После регистрации обеих операций записи в книге Журнал-Главная будут выглядеть следующим образом:

ЖУРНАЛ-ГЛАВНАЯ май месяц

№ п/п Дата Журнал + № док. Описание Сумма Касса Банковский счет Расчеты с покупателями Расчеты с поставщиками
Д К Д К Д К Д К
  2.05. КК. 314 Шапошников С. счет № 785 345,00 345,00         345,00    
  3.05. БК, 238 Добровольский Н. счет от 2.04 2 355,00       2 355,00     2 355,00  

Как нетрудно заметить, использование подобной книги значительно упро­щает бухгалтерский учет хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция записывается в графе "Описание", и правильность записи можно легко проверить. Все хозяйственные операции записываются в хронологи­ческой последовательности.

Запись позиций начального баланса занимает в этой системе также только одну горизонтальную строку: в колонке "сумма" записывается общая сумма баланса, а сальдо конкретных позиций — в колонках Д или К на соответ­ствующих счетах.

Такая организация также делает возможным составление табличного баланса на конец учетного периода.

Воспользуемся теперь заданием из контрольной работы урока 7, чтобы показать, насколько проста методика записи по системе Журнал-Главная.

На следующей странице, которая является примером страницы книги Журнал-Главная, находится полная запись хозяйственных операций из этого задания.

31 января закроем книгу Журнал-Главная, суммируя обороты всех ее колонок. Полученная таким образом строка общих сумм является таблицей оборотов табличного баланса. Следующий шаг - вычисление сальдо всех счетов. Но перед этим шагом необходимым этапом будет закрытие всех счетов, на которых были учтены затраты или поступления (сведение их сальдо к "О") и перенос разниц между доходами и затратами на счет "Нераспределенная прибыль" (непокрытый убыток).

С целью расчета результирующих сумм до нулевого сальдо обороты данного сче­та следует учесть на противоположной стороне. Благодаря этому обороты по дебетовой стороне будут равняться оборотам по кредитовой стороне. После за­крытия результирующих счетов надо еще вычислить сальдо оставшихся балан­совых счетов, чтобы в очередной строке возникла таблица балансовых счетов.

Эта таблица сальдо становится завершающим балансом (закрытием) января месяца и начальным балансом (открытием) февраля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: