Малое предприятие

Организация бухгалтерского учета

Система бухгалтерского учета каждого предприятия должна удовлетворять требованиям, которые ставятся перед его финансовой и хозяйственной администрацией.

Это требования, которые ставятся перед предприятием властями. Взимание налога требует необходимости оценки финансовой ситуации предприятия на конец учетного периода (обычно это конец отчетного квартала). Чтобы выполнять это требование, предприятие подает налоговым органам бухгал­терский баланс и отчет о прибылях и убытках. На их основании определяется размер полученной за этот период прибыли (или возникших убытков), что является основанием для определения суммы причитающихся налогов.

Бухгалтерский (финансовый) учет должен также удовлетворять требованиям, которые выдвигаются предпринимателем. Они относятся к возможности получения определенной учетной информации. Она может относиться к таким вопросам, как:

• Каков размер оборотов?

• Какая получена прибыль?

• Какие счета еще не оплачены?

• Кто из покупателей нам еще что-то должен?

• Затраты какого вида слишком высоки?

Количество подобных вопросов увеличивается вместе с количеством операций, которые должны обрабатываться за учетный период и которые опреде­ляют степень сложности используемой системы бухгалтерского учета. Каждое предприятие стремится снизить трудоемкость финансового учета (по край­ней мере, ограничить дублирование действий) и максимально обеспечить его восприятие. На нескольких примерах рассмотрим, как можно заранее определить, насколько сложную (или простую) систему следует вы­брать для своего предприятия.

ПРИМЕР 1

Предположим, что необходимо открыть предприятие, которое будет вы­пускать небольшую деталь для более крупного производителя. Для осу­ществления своей деятельности предприниматель решил выбрать небольшую мастерскую рядом с домом. Необходим только один станок и немного инструментов. Нет необходимости нанимать рабочих, всю работу предприниматель выполняет самостоятельно. Согласно договору, заключенному в начале года, предприниматель должен про­изводить определенное количество деталей ежемесячно и раз в месяц предо­ставлять счет за выполненную работу. Сырье для своего производства предприниматель закупает у одного поставщика.

Нетрудно догадаться, что такое предприятие требует очень простой организа­ции бухгалтерского учета. Предприниматель имеет дело с одним дебитором (получателем готовой продукции) и ограниченным количеством кредиторов (поставщиком сырья, электроэнергии и т.п.). Количество операций тоже будет довольно ограниченным, а операции — однотипными.

В такой ситуации достаточно завести следующие журналы:

Кассовую книгу для регистрации сумм, проходящих через кассу;

Банковскую книгу для контроля сумм, проходящих через банковский счет;

Книгу учета хозяйственных операций для регистрации счетов закупок, высылаемых счетов на продажу и других операций, происходящих на предприятии.

Следует помнить также о хранении в хронологическом порядке всех финан­совых документов, разбив их на эти три группы.

Принимая во внимание малое количество операций, такой организации учета вполне достаточно для контроля за ходом финансовых дел. Журналы как бы являются "содержанием" отдельных папок, в которых хранятся документы. В конце учетного периода довольно легко на основании ведущихся записей составить баланс и расчет финансовых результатов для того, чтобы выполнить обязательства перед налоговыми органами. Это позволит также оценить размеры затрат без выполнения сложных операций. Учет в целом вести легко и просто.

Если количество хозяйственных операций ограничено, то используемая система бухгалтерского учета может опираться исключительно на журналы. Они являются достаточным основанием для составления баланса и отчета о финансовых результатах.

ПРИМЕР 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: