Лекция 7. Философская антропология: сущность человека, смысл жизни, свобода и воля

Философская антропология: сущность человека, смысл жизни, свобода и воля. Проблема человека и человеческой индивидуальности - одна из самых важных. Проблема философии - дать приемлемый ответ на вопросы: что есть человек, в чем его сущность, каково главное отличие от всего живого на Земле?

Философских взглядов на сущность человека, существует достаточно много. Начало - с концепций древнегреческих философов, понимавших человека как существо разумное, причастное к объективному бытию, космосу, природе, логосу, вечным идеям и сущностям. Исключительность человека утверждал Протагор: "Человек есть мера всех вещей". У Платона собственно человеком является только душа, а тело есть низшая и враждебная для души материя. В античности заложены основы натуралистического антропологизма, эволюционизма, а также е концепции человека, основанные на дуализме и идеализме. Средневековье решало вопрос о человеке как творении Бога, а потому человек вторичен к миру и подчинен только божественному провидению. Серьезный поворот к человеку как таковому происходит в эпоху Возрождения в русле теории гуманизма (Италия:XIV –XVI вв.; Европа –XV – XVI вв.) Эстафету гуманизма подхватывает эпоха Просвещения (Европа: XVII-XVIII вв.) с ее девизом – «человек, овладевший знанием – властелин Мира». В XIX веке - обращение к конкретному человеку. Датский религиозный философ С. Кьеркегор - действительное бытие человека есть отношение человека к самому себе. Осознание этого и означает действительную свободу человека. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга. Человек - самое сложное природно-биологическое создание, которое обладает определенными биологическими потребностями, функциями, инстинктами и другими формами психики. Но сущность человека не сводится к биологической жизнедеятельности, ибо сама эта жизнедеятельность специфическая и заключается в том, что человек есть существо социальное. Такие человеческие качества, как мудрость, социальность, способность к целенаправленности, продуктивной деятельности, созданию особенного мира культуры и др. есть результат социальной эволюции, конкретно-исторических общественных связей и отношений, исторических эпох и цивилизаций. Поэтому сущность человека не может быть понята вне общества, в котором он живет. Человек - это продукт и субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры. Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец. Определение сущности человека дает возможность понять, что является определяющим фактором его бытия как человека. Одним из таких факторов является труд, который только и может осуществляться в определенных общественных отношениях. В процессе преобразования природы преобразуются и сами общественные связи и отношения. Тем самым человек преобразует и условия существования. Включенность человека в разнообразные формы социальной деятельности есть всеобщий признак человека, выражение его универсальной родовой сущности. Общественная сущность человека выражается в индивидуальной особенности мыслящего и действующего индивида. Совокупность социальнозначимых качеств и создает неповторимое индивидуальное целое - человеческую личность, которая в то же время обладает и своим внутренним миром и своими личными интересами. Личность- это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь. Человек как личность выступает одновременно объектом и субъектом общественной жизни. А способом реализации социальных качеств человека является активное участие личности в общественной жизни. Общество не просто окружает индивида, создавая его как личность, но и живет "внутри" его. В отношениях к действительности человек всегда ориентируется на свои стремления, потребности, цели.

Историческая необходимость и свобода воли. Проблема связана с ответами на вопросы: а/может ли быть свободным человек, б/можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, в/какие пути ведут к свободе, г/свобода абсолютна или относительна? Варианты проблемы свободы: 1. полное отрицание свободы человека. Любой поступок причинно обусловлен, значит человек только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути человека, истории народов и государств. 2. Человек - абсолютно свободное существо. Все поступки и действия однозначно зависят от собственной воли людей. Это позиция волюнтаризма. 3. жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Свобода относительна, так как есть границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, которые становятся препятствиями на пути реализации абсолютной свободы. Экзистенциалисты сводят свободу только к свободе выбора, свободе мысленного преобразования действительности, т.е. фактически к идее свободы, а марксизм считает, что сами по себе идеи ничего не могут изменить, а для существования идеи, в том числе и идеи свободы, требуются практические усилия, реальные действия индивидов и групп людей. Б. Спиноза считал, что свобода есть познанная необходимость. Ф. Энгельс утверждал, что познание внешних причин и обстоятельств не является самой свободой, а представляет собой только необходимые условия для ее реализации. Свобода есть основанная на познании возможность принимать решения. Чтобы быть свободным, человек должен осуществлять действия, создающие особое "поле" свободы. Человек должен сознательно, а значит, и свободно, выбирать свои цели. Признаком действительной свободы является ответственная позиция человека, осуществляющего свой выбор на основе научных знаний о действительности. Проявления свободы разнообразны. Человека осуществляет свою деятельность в разных сферах общественного бытия, отсюда выделяют экономическую, политическую, духовную, моральную свободу. Путь к свободе - это путь всестороннего развития духовных и физических сил личности в условиях гармонии общественных и личных интересов, которые раскрывают творческий потенциал и смысл жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: