Взгляд на историю:
а/ история— хаотичный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты);
б/ история — целенаправленный процесс.
Исторические процессы:
а/формационный;
б/цивилизационный;
в/культурологический.
Формационный — К. Маркс. Ф. Энгельс. Фундаментальное понятие - общественно-экономическая формация как совокупность производственных отношений, уровня производительных сил, общественных связей, политического строя.
История— закономерный процесс смены общественно-экономических формаций.
Механизм перехода от одной формации к другой:
Базис — экономика, производительные силы и производственные отношения.
Надстройка - государство, политические, общественные институты. Изменение экономического базиса ведет к изменению политической надстройки— возникает новая общественно-экономическая формация.
Пять общественно-экономических формаций:
1. первобытнообщинная;
2. рабовладельческая;
3. феодальная;
4. капиталистическая;
5. коммунистическая (социалистическая).
Отдельно-Шестая—азиатский способ производства" (Египет, Китай, Месопотамия).
Несостоятельность формационного подхода доказана на примере СССР и социалистических стран.
Культурологический - О. Шпенглера (1880 -- 1936). Центральное понятие— культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, автономна, замкнута, зарождается, живет и умирает.
Цивилизация— высший уровень развития культуры, завершающий период развития и предшествующий ее смерти. Восемь культур (по О.Шпенглеру):
1. индийская;
2. китайская;
3. вавилонская;
4. египетская;
5. античная;
6. арабская;
7. русская;
8. западноевропейская.
История, по Гегелю, объективный и закономерный процесс, исходным основанием которого является осознание человеком самого себя, своей свободы.
Три этапа:
1.восточный (Китай. Египет и др.) - - осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы:
2.античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;
3. германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход (О. Конт): Стадии развития общества:
1. традиционная;
2. доиндустриальная;
3. индустриальная.
Человечество вступило в 4-ю постиндустриальную стадию.
Цивилизационный —Арнольд Тойнби (1889 - 1975).
Цивилизация — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Основные и локальные цивилизации:
Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках. Основные цивилизации:
1. шумерская;
2. вавилонская;
3. минойская;
4. эллинская (греческая);
5. китайская;
6. индусская;
7. исламская;
8. христианская;
Развитие истории строится по схеме "вызов — ответ". Движущие силы истории (Тойнби):
• вызов извне (географическое положение, отставание, военная агрессия);
• ответ цивилизации;
• деятельность великих людей.
Цивилизация состоит из:
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство.
Четыре стадии цивилизации:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, полное исчезновение.