Учение о ценности лекция 9

Что такое ценность? В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Аксиология —учение о ценностях. Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека —в ценностном отношении к миру. Ценность для человека все, что имеет определенную значимость, смысл. Слово «ценность» было известно и древним грекам. Но только в XX веке появилось учение о ценностях. Человек не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире, это произошло лишь в Новое время и тогда же появились первые концепции ценности. В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире, истина и ценность не отделены друг от друга. В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога и речь шла о ценностях Бога. В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Интерес к истине закрывал проблему ценности. Кант «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок. Ценностью— разум, разумная воля.

Во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Как измеряют ценности? Количественной характеристикой ценности является оценка. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку, завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. При ценностном измерении часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание. Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он попал при рождении. Своим сознанием человек вырабатывает новые ценности. При выработке ценностей человек, включает чувственность, мышление (рассудок и разум). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки. Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель В человеке все едино, невозможно абсолютно отделить чувства и мысли, волю и ценности. Все компоненты духовного мира человека являются знаками его ценностей. Между чувствами и эмоциями проводят различие. Чувства ориентированы на сам раздражитель и не содержат ценностные компоненты, чувства— это эмоции без их ценностного содержания. Эмоции— это те же чувства, но в их ценностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклонение —эмоции. Удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) называют положительными эмоциями. Боязнь, испуг, ерах, ненависть, горе — отрицательными.

Воля— саморегуляция субъектом своей деятельности, целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

Вера— акт принятия чего-либо как ценностно положительного.

Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.

Религиозная вера рассматривается как результат откровения и не нуждается в обосновании.

Философу необходимо провести определенную работу— сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новая вера.

Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание.

Цель —предполагание результата действия.

Идеал —высшая; ценность и соответствующая ей цель.

Идеалы — это высшие ценности. Но если стремление к идеалу осуществляется недостаточно ответственно, то это приводит к несбыточным утопиям,. Вместе с тем стремление к идеалу— непременное основание достижений человека. Но для успешной реализации идеалов необходима развитая, современная философия.

Идеал современного гуманизма ориентируется на такие ценности как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная планетарная общность людей.

Антиподами положительных ценностей являются—человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

В процессе совместной жизни складываются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности. Но все-таки существует неодинаковость ценностей людей различных возрастов, полов, образования, происхождения.

Можно ли согласовать ценности различных людей? Можно и к этому необходимо стремиться через взаимоуважительный обмен мнениями, дискуссии, через диалог. В большинстве случаев достаточно быть снисходительными по отношению друг к другу, ценностно-терпимыми. Одно это снимает многие конфликтные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: