Современные представления о нарушениях развития у детей. Обеспечение коррекционной педагогической помощи детям

Ая лекция 19 сентября 2012

Обеспечение коррекционной педагогической помощи детям

Оптимальные условия развития детей:

ü Индивидуальный подход

ü использование специальных обр-ых программ, методов, необходимых технических средств;

ü работа специально-подготовленных кадров;

ü сочетание обучения с медицинским сопровождением детей;

ü создание определенной материальной технической базы в специальных учреждениях;

В массовых школах большое количество неблагополучных детей:

ü Дети с не резко выраженными отклонениями (трудно выделяемы)

ü Дети с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственной ориентацией, с нарушениями речи, фмт восприятия, с ЗПР, соматически ослабленные;

Большинство детей составляют дети с нарушения речи;

Минимальное нарушение длительное время остается невыявленными; дети испытывают трудности в усвоении программ;

Разработка планов индивидуально-коррекционной работы для детей в массовых школах, в учреждениях для детей с нарушениями в развитии очень важно, но в массовых школах такого нет.

3 этапа диагностики недостатков:

1. Скрининг (просеивание): выявляется наличие отклонения;

2. Дифференциальная диагностика отклонений в развитии; цель этапа: определить тип нарушений развития; по его результатам определяется направление вид и программа обр-ого учрежения, оптимальный педагогический маршрут;

3. Феноменологический: выявление индивидуальных особенностей ребенка; тех характеристик, которые свойственны только этому ребенку и должны учитываться при работе с ним; программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком;(ПМПКомиссии, ПМПконсилиумы);

Общественно-историческое происхождение психики; прижизненное формирование психики ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта; Согласно представлениям Выготского: ВПФ (сложные психичские функции) являются…Присвоение общ-ого опыта происходит в деятельности ребенка. В формировании ВПФ важно – общение: взаимодействие ребенка со взрослым;

Развитие психических функций проходит ряд этапов; 2 стадии:

1. Интерпсихологическая стадия: функция существует как форма взаимаодействвия между людьми

2. Как интропсихологический процесс (внутри) – процесс формирования ВПФ растянут на оды, зарождается в речевом общении и завершается символической деятельность; на основе элементарных сенсорных процессов, затем они интереализируются и превращаются в умственные действия;

Решающая роль в формировании ВПФ принадлежит речи, благодаря ей эти функции становятся осознанными и произвольными; концепция Анохина о функциональных системах; Лурия: ВПФ не появляются в готовом виде к рождению ребенка, они формируются в процессе общения ребенка и в процессе его предметной деятельности;

функциональная система - интегрирующая число …..

Лурия, Леонтьев и др: основа ВПФ не отдельные участки/центры коры ГМ, а функциональные системы корковых зон, совместно работающие; эти функциональные системы развиваются в процессе развития ребенка и приобретают характер межфункциональных связей; Зрелость отдельных функциональных систем неодинакова (принцип гетерохронности/неодновременности развития функциональных систем);

Психический процесс и св-ва личности не являются результатом отдельных участков ГМ, они складываются в онтогенезе и зависят от социальной ситуации развития ребенка;

Концепция аномального развития: основа – культурно-историческая теория психического развития;

Дети, у которых вследствие приобретенного органического поражения/повреждения сенсорных органов, ЦНС, ОДА – имеются отклонения от нормативного развития психических функций; в некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны микросоциальные средовыми причинами; особенно тяжелые последствия – действия средовых микросоциальных факторов в период критических-сензитивных периодов развития ребенка;

при нормальном и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер:

ü каждый из этапов развития завершается формирование новообразованием и эти новообразования становятся для ребенка для перехода на новый этап;

ü социальная обусловленность

ü соц-о пед-ое воздействие – источник формирования ВПФ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: