Учет ремонта основных средств

Основные средства (ОС), находящиеся в эксплуатации и подвергающиеся физическому и моральному износу, нуждаются в восстановлении своих технических характеристик до уровня, предусмотренного при их создании.

Согласно п.26 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, и п.69 МУ по бухгалтерскому учету основных средств основные средства можно восстанавливать как посредством ремонта (текущего, среднего или капитального), так и посредством модернизации или реконструкции.

Предусмотрены следующие способы учета затрат на ремонт ОС:

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Нормативными документами по бухгалтерскому учету разрешается использовать три варианта учета затрат по ремонту основных средств.

1) по фактически произведенным затратам;

2) путем создания резерва на проведение ремонта;

3) с применением счета расходов будущих периодов.

При первом варианте фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10, 70 и др.).

Организации, особенно организации с сезонным производством, могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в ремонтный фонд оформляются бухгалтерской записью:

Дт25 (и других счетов производственных затрат) Кт 96 "Резервы предстоящих расходов"

При наличии ремонтных мастерских

операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают предварительно на активном синтетическом счете 23 "Вспомогательные производства".

По дебету этого счета учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, с кредита счета фактическую себестоимость ремонтных работ списывают в зависимости от выбранного варианта учета расходов по ремонту на счета учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.), на уменьшение создаваемого резерва на ремонтные работы (счет 96 "Резервы предстоящих расходов") или на счет 97 "Расходы будущих периодов".

Сальдо по счету 23 дебетовое и показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств.

В балансе эти затраты отражаются по статье "Незавершенное производство".

Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 "Вспомогательные производства".

Данный (первый) вариант учета затрат по ремонту основных средств применяют при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.

При втором варианте учета затрат на ремонт основных средств организации создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва целесообразно открывать субсчет "Резерв на ремонт основных средств" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления в резерв оформляются бухгалтерской записью:

Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" (и других счетов производственных затрат) Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов"

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат. В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке резервной суммы на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в резерв, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения.

Сальдо по субсчету "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов", как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов.

При третьем варианте затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года равномерно списывают на счета издержек производства (обращения).

Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в тех организациях сезонных отраслей промышленности, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.

При отнесении ремонта к капитальному следует исходить из того, что при капитальном ремонте:

  • зданий и сооружений проводится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.);
  • оборудования и автотранспортных средств, как правило, проводятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи.

Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, списывают:

с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в дебет счетов издержек производства и обращения,

в дебет счетов 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов" (в зависимости от варианта учета расходов по ремонту основных средств).

Подрядчик осуществляет ремонтные работы из материалов заказчика

Документами, служащими основанием для отражения в учете рассматриваемых операций, являются:

  • приемо-сдаточный акт (накладная) на передачу материалов подрядчику;
  • акт на выполненные подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий факт проведения ремонта;
  • счет-фактура, выписанный подрядчиком на выполненные работы, подтверждающий сумму налога на добавленную стоимость и являющийся основанием для отнесения этой суммы на счет 19;
  • платежное поручение (расходный кассовый ордер, авансовый отчет), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации и являющееся основанием принятия к вычету уплаченного НДС.

В бухгалтерском учете:

Д 10 - К 60 - оприходованы запчасти на склад;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС, относящаяся к стоимости запчастей;

Д 60 - К 51 - оплачены запчасти поставщикам;

Д 68 - К 19 - принята к зачету сумма НДС по приобретенным запчастям;

Д 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" - К 10 -переданы подрядчику материалы.

После приема отремонтированного ОС:

Д 23 (20 и т.п.) - К 60 -на сумму оказанных услуг по проведенному ремонту без стоимости материалов;

Д 19 - К 60 - на сумму НДС со стоимости услуг по проведенному ремонту;

Д 23 (20 и т.п.) - К 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" - на стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика;

Д 10 - К 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" - на стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов;

Д 60 - К 51 -оплачена подрядчику стоимость услуг по проведенному ремонту;

Д 68 - К 19 - принята к вычету сумма НДС со стоимости услуг по проведенному ремонту.

Если подрядчик с согласия заказчика не возвращает неизрасходованные материалы, а оставляет их у себя, происходит смена собственника, т.е. реализация материалов:

Д 91 - К 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" - реализованы неизрасходованные материалы;

Д 91 - К 68 - начислен НДС на реализованные подрядчику материалы (с учетом требований ст.40 НК РФ);

Д 62 - К 91 - отражена задолженность подрядчика за приобретенные им материалы.

Ремонтные работы произведены подрядчиком из собственных материалов.

Документами, служащими основанием для отражения в учете рассматриваемых операций, являются:

  • договор на выполнение ремонтных работ;
  • акт на выполненные подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий факт проведения ремонта;
  • счет-фактура, выписанный подрядчиком на выполненные работы, подтверждающий сумму НДС и являющийся основанием для отнесения этой суммы на счет 19;
  • платежное поручение (расходный кассовый ордер, авансовый отчет), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации и являющееся основанием для принятия к вычету уплаченного НДС.

В бухгалтерском учете:

Д 23 (20 и т.п.) - К 60 - отражена стоимость произведенных подрядчиком ремонтных работ (на основании оформленного акта);

Д 19 - К 60 - отражен НДС со стоимости произведенного ремонта на основании счета-фактуры;

Д 60 - К 51 - оплачена стоимость ремонтных работ;

Д 68 - К 19 - принята к зачету сумма НДС по ремонтным работам.

Образование и использование резерва предстоящих расходов по ремонту основных средств.

В бухгалтерском учете резервирование отражается по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" и дебету счетов учета затрат на производство или расходов на продажу (счета 20, 23, 25, 26, 44 и т.д.).

Фактические расходы на проведение ремонта за счет резервного фонда будут отражены следующим образом:

Д 96 - К 60 - на стоимость ремонта основных средств, проведенного сторонними организациями согласно предъявленным счетам (без НДС);

Д 19 - К 60 - на сумму НДС со стоимости проведенного ремонта на основании счета-фактуры поставщика;

Д 60 - К 51 - уплачено подрядной организации за выполненные работы;

Д 68 - К 19 - принята к вычету сумма НДС по полученным и оплаченным работам.

Отражение затрат на ремонт с применением счета 97 "Расходы будущих периодов".

Д 97 - К 60 -на стоимость ремонта ОС, проведенного сторонними организациями на основании акта выполненных работ (без НДС);

Д 19 - К 60 - на сумму НДС со стоимости проведенного ремонта на основании с.-ф.;

Д 60 - К 51 - оплачена стоимость проведенного ремонта;

Д 68 - К 19 - принята к вычету сумма НДС со стоимости оплаченного ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: