Внешнеинвестиционная политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию иностранных инвестиций на территории РФ и регулированию российских инвестиций за рубежом.
Главную роль в инвестициях играет денежный капитал.
Внешнеинвестиционная политика включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта российских инвестиций.
Политика импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение следующих задач:
• увеличение объема отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;
• привлечение в РФ передовой (по международным критериям) технологии, опыта, ноу-хау и т.п.;
• увеличение занятости населения и сокращение на этой основе уровня безработицы;
• увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.
Политика экспорта российских инвестиций направлена на решение следующих задач:
• продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;
• развитие производства за рубежом для извлечения прибыли или для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);
|
|
• укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций;
• укрепление страховой системы и увеличение активности страхового бизнеса.
Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов деятельности в области валютных отношений, осуществляемой государством и международными валютно-финансовыми организациями.
Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-экономическая комиссия РФ, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютных операций и управления валютными ресурсами.
Сферой действия валютной политики являются валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.
Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования системы, поддержание равновесия платежных балансов.
Долговременная валютная политика охватывает долгосрочные меры структурного характера по изменению валютного механизма. Долговременная валютная политика основывается на межгосударственных соглашениях прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также на региональном уровне (Европейский фонд валютного сотрудничества и др.).
Инструментами долговременной валютной политики являются порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств и др.
|
|
Таможенная политика РФ — это составная часть внутренней и внешней политики РФ.
Целями таможенной политики РФ являются:
• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития российской экономики.
Таможенная политика является частью таможенного дела, основы которого определены Таможенным кодексом Российской Федерации.
1.3. Российская Федерация во внешнеэкономических связях
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации строится на основе общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
С целью интеграции экономики РФ в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного регулирования торговли между странами — участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран — участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран — участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
При этом возможны следующие направления экспортно- импортных операций:
• осуществление нерезидентом внешнеторговой деятельности в РФ;
• перемещение нерезидентом товаров через таможенную границу РФ;
• приобретение нерезидентом товаров в собственность (т.е. оплаты расчетов за них).
Внешнеэкономические связи опосредуются валютными отношениями. Субъекты валютных отношений в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» подразделяются на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
граждане, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
юридические лица (т.е. хозяйствующие субъекты), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;
находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов. Нерезидентами являются:
граждане, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица (т.е. хозяйствующие субъекты), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.
Расчеты между нерезидентами и резидентами могут производиться в рублях и валюте.
Для осуществления расчетов в валюте резидент должен получить разрешение Центрального банка РФ на проведение операций, связанных с движением капитала. Перевод денег не является текущей операцией, так как текущая операция предусматривает расчеты по экспорту и импорту товаров. Отсутствие ввоза и вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации означает и отсутствие импорта и экспорта товаров. I Российская Федерация в конце 1996 г. ратифицировала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом (ЕС), подписанное в июне 1994 г. Это соглашение значительно расширяет правовую базу сотрудничества РФ с ЕС. Одной из официальных целей соглашения является поддержка усилий РФ по развитию рыночной экономики, ее постоянная интеграция в европейское экономическое пространство и создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между РФ и ЕС.
|
|
Значение данного соглашения определяется тем, что в последние годы Европейский союз превратился в главного партнера России.
В перспективе ЕС, располагающий мощным потенциалом (финансовым, торговым, промышленным и т.п.), будет играть еще большую роль в российских внешнеэкономических связях.
Положения соглашения, касающиеся торговли товарами, введены в действие с февраля 1996 г. на основе Временного соглашения, не требующего ратификации. Первостепенное значение имеют положения, согласно которым режим взаимной торговли РФ и ЕС в целом ряде вопросов определяется нормами и правилами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), являющегося составной частью правовой базы Всемирной торговой организации (ВТО), созданной в 1995 г. Применение режима ГАТТ означает распространение на РФ еще до ее вступления в ВТО общепризнанных международных норм и ведет к устранению дискриминации.
Движение товаров и услуг через границу сопровождается движением денег в противоположном направлении. Эти денежные потоки обобщенно отражаются в платежном балансе страны — форме статистической отчетности по международным сделкам.
Платежный баланс представляет собой статистическую запись всех внешнеэкономических сделок или обязательств, осуществляемых в течение определенного отрезка времени между резидентами данной страны и резидентами любых других стран мира.
|
|
Поступление валюты в РФ из-за рубежа происходит за счет: экспорта товаров и услуг; доходов по иностранным ценным бумагам (дивиденды, проценты); доходов, переводимых из-за границы действующими там российскими хозяйствующими субъектами; трансфертов; кредитов; инвестиций; иностранных резервов.
К экспорту услуг относятся платежи за фрахт российских судов, обслуживание иностранных дипломатов, бизнесменов, туристов на территории РФ и т.п.
ТРАНСФЕРТ — это односторонний перевод денег. К трансфертам относятся переводы пенсий, помощь иностранным государствам и пересылаемая своим родственникам заработная плата эмигрантов, поступления по всем программам гуманитарной помощи, которая предоставляется Российской Федерации. Трансферты включают в себя все переводы, которые не предусматривают обратного потока ресурсов в обмен на полученные денежные средства.
К иностранным резервам относятся суммы валюты или иных резервов, приобретенных или полученных иностранным государством у Банка России для создания собственных запасов.
1.4. Формы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Российский предприниматель может осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность через налаживание прямых связей с зарубежными партнерами или через посредничество.
Выходя на внешний рынок, российские предприниматели могут вступить в прямой контакт как с отдельным предпринимателем, так и с корпорацией.
Иностранная корпорация — это фирма, которая представляет собой обособившийся хозяйствующий субъект, зарегистрированный и действующий в соответствующей правовой форме по законодательству страны своего местонахождения.
Иностранные фирмы различаются: по виду хозяйственной деятельности; по характеру совершаемых операций; по форме собственности; по правовому положению. Основным критерием отнесения той или иной фирмы к какой-либо отрасли является преобладание продукции или услуг, присущих данной отрасли, в общем объеме операций данной фирмы. Этот же принцип используется при отнесении фирмы к группе транспортных, торгово-посреднических, туристских, финансовых, страховых и других фирм.
Выявление принадлежности фирмы к какой-либо отрасли или сфере деятельности имеет важное значение с точки зрения особенностей правового регулирования их деятельности, принципов налогообложения прибыли, инвестиционных льгот и т.п.
Большую роль во внешнеэкономической деятельности играют торгово-посреднические фирмы и посреднические операции, которые осуществляются на основе дистрибьюторских соглашений, договоров поручения, комиссии, консигнации, агентских соглашений.
В зависимости от характера совершаемых операций фирмы подразделяются на торговые, комиссионные, агентские и брокерские.
Торговые фирмы осуществляют операции от своего имени и за свой счет. Они бывают двух типов: независимые торговые посредники; торговцы по договору. Независимые торговые посредники заключают контракт на приобретение партии товаров, а затем реализуют их по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Обычно это крупные фирмы, имеющие собственные склады и транспорт. Чаще всего такие фирмы осуществляют оптовые операции и не занимаются розничной торговлей.
Торговцы по договорам заключают договоры с фирмой-продуцентом на реализацию ее товаров на оговоренных условиях, по определенной цене и на определенной территории в согласованные сроки.
Договор может носить эксклюзивный (исключительный) характер, т. е. распространяться на ограниченный крут товаров (услуг). Такие фирмы называются обычно дистрибьюторами, или дилерами.
Продуцент (лат. producens — производящий) — производитель (частное лицо, предприятие, страна) определенного товара.
Фирмы — производители массовой продукции, как правило, не занимаются розничной или мелкооптовой продажей. Они заключают договоры с посредниками на реализацию своей продукции.
Покупателю лучше иметь дело с официальным дистрибьютором такой фирмы, поскольку все другие посредники будут уже перекупщиками и соответственно увеличат цены.
Дистрибьюторские сделки основаны на том, что посредник- дистрибьютор закупает товары от своего имени и за свой счет и перепродает их покупателю также от своего имени.
Дистрибьютор связан со своим торговым партнером посредническим соглашением, в котором установлена номенклатура товаров, регион его деятельности, а также обязательства дистрибьютора по изучению рынка, созданию сбытовой сети, техническому обслуживанию продаваемой продукции, ведению рекламы и т.п.
По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него во всякое время. Однако если поверенный отказался от договора при условиях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, поверенный обязан возместить ему причиненные прекращением договора убытки. В случае односторонней отмены договора доверителем на него возлагается обязанность возместить поверенному понесенные издержки и уплатить вознаграждение соразмерно выполненной работе.
По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени и за счет комитента.
Комиссионные фирмы (комиссионеры) — это фирмы, которые совершают операции по купле-продаже товаров от своего имени, но за счет клиента-комитента. Эти фирмы, в отличие от торговых фирм, не закупают товар у продуцентов.
Комитент (лат. committentis — поручающий) — юридическое или физическое лицо, дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить сделку от имени комиссионера, но за счет комитента.
Комиссионер — это посредник в торговых сделках, т.е. лицо, исполняющее торговые поручения за определенное вознаграждение, называемое комиссионными (бонус), или комиссией. По сделкам, совершенным комиссионером с третьим лицом, права и обязанности возникают между комиссионером и третьим лицом, однако комиссионер, если иное не установлено соглашением сторон, не отвечает перед комитентом за исполнение третьим лицом сделки, совершенной комиссионером за счет комитента.
Комиссионер, продавая, покупая или обменивая товар, не становится его собственником. Владельцем товара является комитент.
Разновидностью комиссионных операций является консигнация. Консигнация (лат. consignatio — письменное доказательство, документ) — вид договора торговой комиссии, по которому комитент (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада комиссионера (консигнационного склада). Отпуск товара с консигнационного склада всегда осуществляется с разрешения и под контролем таможни.
Согласно международной практике весь товар, не реализованный консигнатором в течение установленного срока, может быть возвращен консигнанту за его счет. Срок действия договора консигнации обычно больше срока реализации каждой партии товара.
Агентские фирмы, или агенты, — это фирмы, которые осуществляют поиск клиентов, представляют интересы фирм-проду- центов и действуют от их имени и за их счет.
Агентирование — это широко распространенный в мировой практике вид договорных отношений.
Агентские договоры традиционно применяются в сфере международных авиаперевозок. Существуют международные агентства, зачастую даже не располагающие собственными воздушными судами, специализирующиееся на получении информации о грузопотоках и обеспечивающие взаимосвязь между грузоотправителем и авиакомпаниями, занимающимися перевозкой грузов. В зависимости от существа договора транспортные агентства могут выступать в роли агентов по поиску авиакомпании для перевозки грузов от своего имени или от имени грузоотправителя.
Широко развито агентирование в рекламной деятельности. Рекламные фирмы выступают агентами от имени средств массовой информации по размещению в них материалов рекламодателей.
В сфере торговли наряду с реализацией товаров по договорам комиссии применяются также агентские договоры.
В ст. 1005 ГК РФ определено: «По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала». Агентский договор имеет значительное сходство с договорами комиссии и поручения. Согласно ст. 1011 ГК РФ к агентским договорам применяются правила, предусмотренные для договоров комиссии или поручения, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и обязанности, хотя принципал может быть назван в сделке или может вступить с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Брокерские фирмы — это фирмы, которые не являются представителями какой-либо из сторон договоров купли-продажи. Их основной обязанностью является нахождение партнеров, которые и заключают договор между собой. За сведение партнеров друг с другом брокер получает брокерское вознаграждение.
Каждая фирма образуется в определенной правовой форме в рамках норм гражданского и торгового права соответствующего государства. Правовая форма определяет ответственность и правомочность ее пайщиков, формы отчетности, порядок налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления, порядок ликвидации и другие аспекты, знание которых необходимо при установлении деловых отношений с фирмой.
Фирмы могут быть образованы как индивидуальные предприятия либо как объединения предпринимателей. В первом случае предприниматель несет полную имущественную ответственность по делам своей фирмы. Обычно это мелкие фирмы, действующие большей частью в сфере услуг и розничной торговли. Такие фирмы не обязаны публично отчитываться, поэтому получение достоверной информации о них весьма затруднено. Немаловажно и то, что ни в одной правовой системе индивидуальные предприятия не признаются юридическими лицами.
Объединение предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности происходит в форме различных товариществ и обществ. В первом случае предприниматели заключают между собой договор и наряду с объединением своих капиталов непосредственно принимают участие в управлении деятельностью своей фирмы и несут неограниченную имущественную ответственность по ее обязательствам. Они не подлежат публичной отчетности и не во всех странах признаются юридическими лицами. К объединениям этого типа относятся полные товарищества континентального права, товарищества американского права и товарищества с неограниченной ответственностью британского права.
Во втором случае объединяются только капиталы предпринимателей. Личного их участия в ведении дел фирмы не требуется. Часто они управляются профессиональными управляющими, назначаемыми вкладчиками. В случае несостоятельности фирмы последние рискуют только своим вкладом. Такое ограничение имущественной ответственности владельцев капитала позволяет им заранее рассчитывать размеры предпринимательского риска и создает благоприятные возможности для привлечения к участию в такого рода объединениях, особенно образованных в форме акционерного общества, большого числа лиц для аккумулирования огромных капиталов в руках одной фирмы. К таким объединениям относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества континентального права, британские частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, корпорации США.
Следует иметь в виду, что в каждой стране приняты свои обозначения правовых форм, например, «Ltd», «Pic», «Jnc», «Согр», «AG», «GmbH» и т. д. Поэтому по названию фирмы, в которое включается аббревиатура правовой формы, можно установить саму правовую форму и страновую принадлежность фирмы.
Компенсационные сделки (сделки «бай-бэк») предусматривают продажу зарубежной фирмой машин и оборудования, технологий и других продуктов в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Существуют два типа компенсационных соглашений:
1) соглашения, в которых расчет за поставленное оборудование осуществляется также поставками сырья и полуфабрикатов. Это модификация бартера;
2) сделки с раздельными валютно-финансовыми расчетами за оборудование и встречные отгрузки сырьевых товаров.
Компенсационные сделки предусматривают заключение раздельных контрактов и связаны со строительством объекта «под ключ».
Посредничество реализует косвенные связи российского предпринимателя с иностранным партнером. Эти связи могут осуществляться через внешнеэкономические организации, к которым относятся внешнеэкономические ассоциации, ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата.
Ассоциация делового сотрудничества предназначена для оказания помощи предприятиям в развитии новых форм и направлений внешнеэкономических связей.
Торговый дом — это тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг
Основными функциями торговых домов являются: организация сети специатазированных предприятий и фирменных магазинов по розничной торговле товарами; оказание различных услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, отдыха и т.п.; развитие новых услуг (интеллектуальных, рекреационных, по обучению кадров и др.), предоставленных иностранным гражданам, временно пребываемым в РФ, в том числе на основе совместных с иностранными юридическими лицами и гражданами форм предпринимательства; создание предприятий (в том числе и совместных) по производству товаров, техническому обслуживанию и ремонту таких изделий; осуществление закупки товаров за счет собственных валютных средств, а также на условиях комиссии (консигнации), организации аукционной, комиссионной и посылочной торговли, продажи товаров по каталогам, других современных форм торговли; выполнение посреднических функций по реализации на комиссионной основе продукции предприятий, а также приобретение за счет их средств товаров; строительство жилых домов, других объектов социального и культурно-бытового назначения; выполнение других работ и услуг, связанных с их основной деятельностью.
С 2003 г. регулирование внешнеэкономических связей в РФ осуществляет Министерство экономического развития и торговли России.
2.1. Формы организации внешнеэкономической службы на предприятии
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие — основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.
Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, специализирующаяся на торговле определенными товарами с одной страной либо с группой стран. Возглавляет фирму директор, имеющий — в зависимости от объема работы— несколько заместителей.
Функциональные отделы и службы специализированных фирм и ВТО можно условно разделить на три группы:
• Группа отделов и служб, осуществляющих планирование.
• Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом.
• Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:
Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.
Функции ОВЭС:
• Научно-техническое сотрудничество и внешние связи:
это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в области изучения и внедрения передового опыта; разработку планов сотрудничества; организацию переговоров; сбор и накопление информации по международному опыту; подбор специалистов для командирования за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность.
• Протокол:
организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмена опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов и делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.
• Аналитические исследования, разработка прогноза сбыта и выработка политики ценообразования:
анализ характеристик выпускаемой продукции исходя из требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции;
разработка прогноза сбыта;
определение возможного ассортимента товаров для продажи на внешнем рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания;
создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа;
изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынок, и выбор оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке.
• Изучение рекламной деятельности:
разработка мероприятий по стимулированию спроса на продукцию предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции.
• Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции:
заключение, продление и контроль за исполнением договоров, оформление контрактов; работа с дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе разработанных прогнозов сбыта;
ведение картотеки по учету потребителей;
переговоры с потенциальными потребителями;
ведение сбыта по регионам;
работа с сервис-центрами, обеспечение их запасными частями.
Способы представления своей продукции и поиска клиентов:
• Участие в выставках и ярмарках.
• Рассылка писем и каталогов по адресам.
• Телефонные звонки и переговоры с возможными покупателями, предприятиями.
• Объявления в газетах.
Анализ эффективности работы по сбыту показывает очевидное преимущество постоянных заказчиков. В этом случае благодаря детализации заказа и специализации производится более эффективная и необходимая для клиента продукция.
Так, ОВЭС должен был решить проблему по реализации своей продукции в сжатые сроки, поскольку склады были переполнены продукцией и предприятию требовались деньги. Основная работа заключалась в поиске покупателей и заказчиков продукции.