Тема 1. Сущность внешнеэкономической деятельности

1.1. Содержание и классификация внешнеэкономических связей

Развитие цивилизации сопровождается все более полным вовлечением отдельных государств в международные хозяйст­венные связи, в результате чего формируется единая мировая экономика. Все страны мира развиваются по общим экономиче­ским законам, что обусловливает приоритет экономики в между­народных отношениях.

Экономическое развитие и прирост населения в разных ре­гионах мира происходят неравномерно, что также требует рас­ширения международного обмена, который содействует разви­тию новых рынков (товаров и услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и инфор­мационному обмену, научным, научно-техническим, производ­ственным и прочим внешнеэкономическим связям.

Внешнеэкономические связи — это комплексная система разно­образных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и обще­ства, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предпри­ниматели.

Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возни­кающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти отноше­ния охватывают все сферы экономической жизни государства, прежде всего производственную, торговую, инвестиционную и финансовую.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классифи­кацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей со­стоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических связей — это совокупность связей, объединенных одним общим признаком, например направлени­ем товарного потока, и структурным признаком.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешне­экономические связи делятся на экспортные, связанные с про­дажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации внешнеэкономиче­ских связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешне­экономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестици­онные.

Форма связи — это способ существования данного вида свя­зи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, фран­чайзинг, лизинг и др. (рис. 1.1).

Экспорт — это вывоз товара, работ, услуг, результатов интел­лектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересече­ния товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерче­ские операции без вывоза товаров с таможенной территории за границу.

Объем международной торговли, т.е. мировой товарооборот, подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта, обычно в долларах США или в ценах ФОБ (англ. Jree on board). Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, только до момента доставки товара на борт судна. ФОБ является базисным условием постав­ки, согласно которому продавец оплачивает доставку товара на борт судна в порту отгрузки (обычно в стране-экспортере) и экс­портные таможенные пошлины.

Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересе­чения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Статус таможенной территории России определен Таможен­ным кодексом РФ.

Таможенная территория Российской Федерации — это сухо­путная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Импорт подсчитывается в ценах СИФ, в результате чего он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10.

СИФ (англ. CIF- cost, insurance and freight) — стоимость, страхование, фрахт — это условие поставки, по которому прода­вец оплачивает перевозку товара до пункта назначения (обычно это порт в стране-импортере и расходы по страхованию товара на время перевозки. Поэтому цена СИФ включает в себя расхо­ды по приобретению товара, его фрахту и страховке.

Внешнеторговая деятельность представляет собой предпри­нимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами ин­теллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Транспортные средства, используемые при договоре о междуна­родной перевозке, товарами не являются.

Международная торговля услугами называется также невиди­мым экспортом.

Услуги — это предпринимательская деятельность, направлен­ная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключени­ем деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоот­ношений.

К экспортируемым относятся также:

• услуги (работы), оказываемые плательщиками налога на до­бавленную стоимость, зарегистрированными в Российской Феде­рации в установленном порядке, в соответствии с договорами (или другими документами, приравненными к ним), заключен­ными с иностранными юридическими и физическими лицами;

• услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов — лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы;

• услуги, оказываемые непосредственно в российских аэро­портах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Экспортируемой считается также услуга по обработке им­портного давальческого сырья, ввозимого на таможенную терри­торию Российской Федерации для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы границ государств — членов СНГ (толлинговые опе­рации).

Исключительное право — это право использования и распоря­жения, предоставляемое автору охранным документом на изо­бретение или промышленный образец (патентом, авторским свидетельством, сертификатом) с одновременным запрещением прочим лицам совершать указанные действия.

К исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности относятся исключительные права на: литератур­ные, художественные и научные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; смежные права; изобретения, промышлен­ные образцы, полезные модели, а также приравненные к резуль­татам интеллектуальной деятельности средства индивидуализа­ции юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуаль­ной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.


       
 
 
   
Экспорт
 
   
Импорт

. Внешнеторговые связи опосредуются финансовыми связями, так как финансы возникают с появлением торговли и как произ­водное от торговли. Финансы — это система отношений, возни­кающих при денежном потоке, т.е. при протекающем непрерыв­но во времени обороте денег. Другими словами, финансы — это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансы выполняют три функции:

1) формирование денежных фондов и получение налич­ных денежных средств;

2) использование денежных фондов и наличных денеж­ных средств;

3) контроль за формированием и использованием денеж­ных фондов и наличных денежных средств.

Формами финансовых внешнеэкономических связей явля­ются международное кредитование, международное страхование, международное банковское обслуживание (расчеты, депозиты и другие банковские операции).

Развитие производительных сил и научно-технический про­гресс в последние десятилетия привели к возникновению и уг­лублению производственных и инвестиционных внешнеэконо­мических связей.

Инвестиции — это все виды имущественных и интеллекту­альных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты пред­принимательской деятельности в целях получения прибыли. В основном иностранные инвестиции производятся в форме вложения капитала в ценные бумаги, недвижимость, совместное предпринимательство. Иностранные инвестиции часто носят трансфертный характер и ведут к смене собственника.

Инвестиционные внешнеэкономические связи возникли в результате синтеза производственных и финансовых внешнеэко­номических связей.

1.2. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономические связи формируются и осуществляют­ся под воздействием различных регуляторов, которые предопре­деляют возникновение связей и их становление в качестве еди­ной эффективной системы, защищающей интересы государства. Регуляторы внешнеэкономических связей могут быть экономи­ческими и организационно-распределительными.

Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы, обусловливающие возникновение и осуществление данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предло­жения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства това­ров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др. Следует иметь в виду, что в рыночной экономике план не явля­ется директивой. Он определяет перспективные цели развития и наиболее важные макроэкономические пропорции.

Организационно-распорядительные регуляторы — это регу­ляторы командно-административного характера. Они предпола­гают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможен­ное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; та­моженный контроль; экспортный контроль; импортный кон­троль и др.

Активное регулирование государством внешнеэкономиче­ских связей является основной целью внешнеэкономической политики государства.

у Внешнеэкономическая политика государства — это целена­правленная деятельность государства по формированию и ис­пользованию внешнеэкономических связей для укрепления сво­его потенциала (политического, экономического, военного, со­циального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государст­ва во многом зависит от состояния его платежного баланса.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации ба­зируется на следующих принципах:

1) переход субъектов хозяйствования и предпринимате­лей от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным внешнеэкономическим связям;

2) ориентация внешнеэкономической деятельности на дол­госрочную перспективу;

3) защита российского рынка и стимулирование россий­ской экономики;

4) разделение функций внешнеэкономической политики между Российской Федерацией в целом и отдельными субъекта­ми Федерации;

5) рассмотрение внешнеэкономической политики РФ как важной составной части всей внешней политики Российской Фе­дерации.

Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику.

Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализа­цию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регули­рование ввоза в РФ иностранных товаров (работ, услуг). Инстру­ментами такого регулирования являются:

1) прямое ограничение импорта с целью защиты россий­ской экономики. Для этого используются лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсаци­онные пошлины, система минимальных импортных цен и т. д.

Контингентирование — это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экс­портных и импортных квот, называемых контингентом. Контин­гент (лат. contingens — достающийся на долю) во внешней тор­говле означает установленную для некоторых товаров предель­ную норму их ввоза, вывоза или транзита в определенные страны, выраженную в весовых или стоимостных единицах;

2) административные формальности, которые прямо не направлены на ограничение импорта, но их действие тем не ме­нее ограничивает внешнюю торговлю. Это таможенные фор­мальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты и нормы и др.

Импорт — традиционный источник таможенных доходов го­сударства.

Импорт — антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: