Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт

Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработан­ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове­дения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой моде­ли лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и ин­тересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг­раю...?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?* и т. д. На основе такого анализа он созна­тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принужде­ние, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бываеттак, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведе­ние в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональ­ным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристи­ка выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена она соотно­сится с количественными параметрами: низким, средним или высо­ким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важ­но помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников меж­личностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, парт­нерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или край­ними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конф­ликтного взаимодействия, как правило, является существенной при­чиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным допол­нить двухмерную модель Томаса—Киллмена третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО).

Если Вы чувствуете, что попали в конфликтную ситуацию или потенциально конфликтную ситуацию, Вам следовало бы обратиться к краткому вопроснику. Выберите ответ, подходящий к заданному вопросу. Для того, чтобы научиться этому, может потребоваться некоторое время, потому что вначале Вы будете задумываться над ответами. Но со временем Вы примете этот подход, выбор будет делаться спонтанно. Варианты будут одновременно как бы высвечиваться в вашем сознании, и вы интуитивно остановите свой выбор на тех, которые Вам хотелось бы осуществить в конкретном случае.

В схеме приведены вопросы и соответствующие стратегии.

ВОПРОС СТРАТЕГИЯ
1. Являются ли эмоции причиной конфликта и препятствуют ли они его разрешению? Если да, то:
а) Каковы эти эмоции? а) Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы Вы могли выработать решения или соглашения.
1) Раздражение? Если да, то:  
(а) Других людей? а) Техника охлаждения или рассеивания раздражения: - сочувственное выслушивание, - предоставление выхода гневу, - утверждение чего-либо с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, которое вызывает раздражение.
(б) Ваше собственное? б) Техника направления гнева по иному руслу или контроля раздражения: - кратковременный выход, - переключение, - визуализация с целью освобождения от гнева.
2) Недоверие? Если да, то с чьей стороны:  
(а) Других людей? а) Техника преодоления недоверия.
(б) Вашей? б) Техника оценки обоснованности этого доверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
3) Страх? Если да, то чей?:  
(а) Других людей? а) Техника уменьшения страха.
(б) Ваш собственный? б) Техника оценки обоснованности этого страха или техника открытого и продуктивного обсуждения его.
4) Другие эмоции (ревность, чувство вины и т. п.):  
(а) Других людей? а) Техника успокоения других людей.
(б) Ваши собственные? б) Техника самоуспокоения.
 
2. Каковы скрытые причины конфликта?
а) В чем действительно нуждаются другие люди и чего они хотят? а) Непосредственное общение с целью выяснения причин конфликта, нужд и желаний другого человека, если это возможно. б) Техника сознательного или интуитивного поиска скрытых причин, если человек отказывается от общения или он знает себя недостаточно для того, чтобы распознать эти подспудные желания и нужды.
б) В чем Вы действительно нуждаетесь и чего хотите на самом деле? а) Самоанализ с целью определения Ваших реальных желаний и нужд, если они для Вас еще не ясны. б) Техника сознательного и интуитивного выявления скрытых целей.
 
3. Вызван ли конфликт непониманием? Чьим?
  Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.
а) Другого человека? а) Техника объяснения и внесения определенностей.
б) Вашим собственным? 6) Техника открытости и восприятия объяснений других людей.
в) Обоих участников конфликта или неизвестно чьим? в) Комбинированные техники по пп. а) и б).
 
4. Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность за какое-либо действие?
Действие в прошлом? Действие в будущем?  
Согласие сделать что-либо? Техника определения ответственной стороны и выработки соглашения о принятии ответственности.
а) Ответственность другого человека? а) Техника приведения другого человека к пониманию своей ответственности и соглашению что-то сделать.
б) Ваша собственная ответственность? б) Техника выявления и признания этой ответственности.
 
5. Какой из стилей поведения был бы наилучшим в данной конфликтной ситуации? Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего, исходя из: - предпочитаемого Вами стиля, - стилей, которые, как Вы полагаете, другие люди считают подходящими, - стилей, которые были бы самыми эффективными в данных обстоятельствах.
а) Возможно ли взаимовыгодное решение? а) Использование переговоров и дискуссий для выработки решения посредством компромисса или сотрудничества.
б) Стоит ли вообще этот конфликт усилий, затрачиваемых на его разрешение? б) Выбор стратегии ухода от конфликта и отказ от разрешения его в настоящий момент.
в) Может ли оказать влияние на разрешение конфликта вопрос власти? Кто обладает большей властью?  
(1) Другой человек? 1) Приспособление или предложение компромисса.
(2) Вы? 2) Конкуренция или выход на компромиссное решение.
 
6. Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при разрешении конфликта?
а) Представляет ли противоположную сторону человек, трудный в общении? а) Использование техники общения с особо трудными людьми.
б) Имеются ли особые личностные нужды, которые Вам необходимо удовлетворить? б) Техника эффективного выражения своих нужд.
 
7. Какого рода альтернативы и решения возможны?
Выработка собственных идей или побуждения других сторон к выдвижению предположений.
а) Какие альтернативные и решения являются подходящими? а) Метод мозговой и творческой визуализации для генерирования идей.
Б) Как эту проблему превратить в благоприятную возможность? б) Метод мозговой и творческой визуализации
в) Какой выход является наилучшим? в) Установление приоритетов среди равных возможностей.

4. Поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера.

1. Гипертпимный тип. Отличается повышенным настроением, оп­тимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплиниро­ван, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка за­вышена.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отли­чается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению са­мооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодиче­скими сменами настроения. В период подъема настроения поведе­ние гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неустой­чива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфлик­те непредсказуем.

4. Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллекти­ве, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросо­вестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в кон­фликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «роди­теля*-. Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справед­ливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфлик­тов, в конфликте активен.

6. Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратно­стью, серьезностью в делах. В служебных отношениях — бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может про­воцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассив­но.

7. Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверен­ностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вмес­те с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокри­тичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преоб­ладающие стратегии поведения в конфликте — уход и уступка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избран­ным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чув­ство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Скло­нен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данно­го типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы.

Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип (отлзт. ехака&о — восторженное, воз­бужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается вы­сокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимате­лен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: