План лекции. Лекция № 13. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме

Лекция № 13. Методика и технология социально-педагогической работы в социуме

1. Методика диагностики микросреды.

2. Методика организации социально-педагогического комплекса.

3. Технология реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.

4. Технология целевого программирования.

5. Методика организации благотворительных акций.

6. Технология уличной работы.

7. Социальная природа досуга. Основные направления досуговой деятельности.

1. Методика диагностики микросреды

Под микросредой понимается об­щество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономически» условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого вклю­чен ребенок (социально-педагогическая характеристика микро­социума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-xарактеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного про­странства ребенка).

Диагностический комплекс включает широкий спектр методик социологического, педагогического, психологического харак­тера. К выполнению задачи могут привлекаться специалисты различного профиля.

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно: выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора инфор­мации; построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма; обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования; определить адекватную задаче форму интерпретации резуль­татов и форму графического (вербального) представления резуль­татов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особеннос­ти природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.

Структура Карты-характеристики микрорайона приблизитель­но такова: - Карта-схема микрорайона обслуживания; - описание природной среды; - описание материальной среды; - характеристика населения; - характеристика семей, молодых семей и характеристика молодежи и несовершеннолетних.

В дополнение к данной характеристике может быть создана Картa-схема. Такая карта строится по принципу топографической с введением собственной системы обозначения сети сотрудничества, зон отдыха и т.п.

2. Методика организации социально-педагогического комплекса.

Социально-педагогический комплекс (СПК) — структурно упорядоченная разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, территориальных ПП и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и осуществление прав каждого сво­его члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

В задачи СПК входит: обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального вос­питания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабили­тации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педаго­гическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами (оставшихся без попечения родителей, инвалидов, детей с ос­лабленным психическим или физическим здоровьем, «группы

риска» и т.п.).

СПК разнообразны по основным характеристикам и предназначению: СПК школьного, ведомственного и межведомственного уров­ня; СПК территориального и проблемно-ориентированного типов;. СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых.

Второй подход к организации деятельности СПК — созда­ние системы профильных служб, работа которых строится с учетом ведущих проблем, рассчитана на длительный срок и постоянный состав специалистов. Так, в структуре внутришкольного СПК могут действовать медико-психолого-педагогическая семейная служба; служба культурного досуга и педагогической анима­ции; служба правовой и экономической защиты личности и семьи; служба профессиональной ориентации и социальной адаптации; служба социальной профилактики и т. п.

К числу наиболее значимых направлений можно отнести корррекционно-профилактическую работу с неблагополучными семьями; комплексную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, взявших на себя в той или иной форме ответственность за этих детей.

Третий подход к организации СПК - объединение различных учреждений микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся имеют возможность развивать свои способности, получать необходимые консультации, поддержку и защиту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: