III в. до н.э. Возникновение идеи гелиоцентрической системы мира. Первые попытки определения расстояния до Луны и Солнца (Аристарх Самосский).
Возникновение первой модели мироздания – геоцентрической системы мира (Эвдокс Книдский, Аристотель, Гиппарх).
Создание евклидовой геометрии (Евклид).
Открытие закона прямолинейного распространения света и закона отражения. Возникновение геометрической оптики (Евклид).
Архимед ввел понятие о центре тяжести и моменте сил относительно прямой и плоскости, определил центр тяжести треугольника, установил законы рычага.
Архимед открыл закон гидростатики, названный его именем, установил условия плавания тел.
Объяснение приливов и отливов влиянием Луны и Солнца.
II в. до н.э.
Гиппарх открыл прецессию земной оси.
II в.н.э.
Герон Александрийский дал детальное описание рычага, ворота, клина, винта и блока, установил правило для рычага и блока, согласно которому выигрыш в силе при помощи этих механизмов сопровождается потерей во времени, описал прибор, являющийся прообразом современной паровой турбины, – так называемый эолипил, сделал ряд технических изобретений.
|
|
К. Птолемей объяснил явление прецессии, ввел поправку на атмосферную рефракцию (учет преломления света), экспериментально исследовал явление преломления света.
К. Птолемей придал завершенную форму геоцентрической теории мироздания (система мира Птолемея).
Эпоха средневековья и великих географических открытий.
Наступление римской эпохи (40 г.д.н.э – 117 г.н.э), упадок физики, науки в целом.
Формирование революционной религии бедных (1 – 3 века) - христианства. Изменение статуса естествознания (теоретического знания о природе) в связи с принятием христианства (с установлением ее государственной религией Римской империи в 4 веке). Абсолютным авторитетом является Откровение, а затем опыт и разум.
Изменение отношения к природе. Не она вызывает интерес, а некие чудесные, удивительные, исключительные явления, подтверждающие всемогущество бога.
Приниженность естественного порядка вещей, природных законов, естественных явлений; они суть всемогущества бога. Всемогущество бога позволяет человеку творить вопреки естественному порядку вещей (Иоанн Златоуст, 4 век).
Основной целью помысла божьего является не природа, а человек. Природа не есть нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как, например, у Аристотеля. Она создана для человека, для его блага – как в целом, так и в отдельных своих проявлениях. (впоследствие Вернадский, Моисеев, - антропоцентризм)
Догмат о сотворении мира богом из ничего и радикальное неприятие идей стоицизма (равенство всех людей перед лицом законов Природы). Безусловной реальностью является только бог, соизволивший рабам своим – человекам повелевать. Человек господин и повелитель природных стихий.
|
|
Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья; упадок культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Великие географические открытия; формирование умозрительной картины Мираи пантеизма (отождествление понятий Бог и Природа).