Стандартизация в области охраны окружающей среды

Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Рисунок 2.2. Модель процесса общего руководства качеством

Принцип 5 - системный подход к управлению. Система качества должна создаваться как совокупность взаимосвязанных процессов, начиная со стадии проектирования, на основе измерений и анализа удовлетворенности потребителей.

Принцип 6 - постоянное улучшение. Является главной целью предприятия и требует перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении качества продукции, процессов или системы в целом.

Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах.

Еще одним важным моментом является уточнение целей стандартов ИСО 9004, которые до сих пор были приняты, как направляющие стандарты для создания системы ИСО 9001 и которые использовались не очень активно. В стандартах делается акцент на том, как проводить улучшение процесса для совершенствования и повышения уровня деятельности предприятия с системой управления качеством, созданной в соответствии с ИСО 9001.

Переход предприятий на новые стандарты потребует больших усилий, т. к. стандарты содержат значительные изменения и дополнения (различия в системах качества по стандартам ИСО 9000 1994 г. и 2000 г. могут составлять 30-50 %).

Практика показывает, что проблема предотвращения загрязнения и охрана окружающей среды (далее ООС) не имеет государственных границ. В центр общественного внимания она была поставлена в 60-е г. Именно тогда в ряде развитых стран мира стали приниматься меры по решению этой проблемы. Кроме того, к ее решению должен применяться комплексный подход. Работы по разработке методов управления ООС начались с 70-х г.г.

В международной практике в качестве стратегического направления природоохранной деятельности в 70-х годах было выбрано создание и совершенствование методов и средств защиты окружающей среды, используемых на "конце трубы" (end-of-pipe). Но возможности этого направления были быстро исчерпаны. Дальнейшим шагом в этом направлении стало техническое перевооружение производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, требующих больших затрат.

В условиях жесткой конкуренции многие зарубежные компании считали заботу об окружающей среде экономически невыгодной. Вопросы, связанные с проблемой охраны окружающей среды решались в минимальном объеме, который обеспечивал соответствие своей деятельности компаний (фирм, предприятий) соблюдению требований национального законодательства. Между тем потребитель и общество на первое место выдвигали требования о повышении качества жизни, включая качество окружающей среды.

В 90-е г. передовые зарубежные компании начали создавать у себя системы менеджмента окружающей среды. Сертификация этих систем осуществлялась на соответствие британскому стандарту BS 7750 (British Standard for Environmental management system).С учетом этого стандарта Европейский Союз разработал новый стандарт "Система менеджмента в области окружающей среды" EMAS - включает требования разработки и публичного объявления компании политики в области качества окружающей среды. Как отмечается, распространению стандартов препятствовал их европейский статус

.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию. Это событие имело международное значение и явилось толчком развитию работ по стандартизации и сертификации в области ООС. На конференции было провозглашено стремление мирового сообщества, перейти на модель устойчивого развития и сохранения биосферы Земли, когда потребности человечества будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды. В "Повестке дня на ХХI век" отмечалось, что правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития, целями которой должны стать ответственное экономическое развитие с одновременной защитой ОС в интересах будущих поколений [7].

В нашей стране была определена необходимость перехода к модели устойчивого развития, концепция которой утверждена в апреле 1996г. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина. В "концепции перехода РФ к устойчивому развитию" под устойчивым развитием понимается развитие общества, при котором воздействие на ОС остается в пределах хозяйственной емкости биосферы и не разрушается природная основа для воспроизведения жизни человека.

Сертификация рассматривается в мире как эффективный механизм независимой, компетентной оценки и подтверждения соответствия сертифицируемых объектов требованиям нормативных документов. Наряду с сертификацией особое место в решении рассматриваемой проблемы занимает стандартизация. В условиях перехода России к устойчивому развитию экологическая сертификация должна занять прочное место в общем механизме управления охраной окружающей среды, а стандарты - стать средством регулирования отношений в этой сфере.

Наибольший объем работ по международной стандартизации в области ООС приходится на Международную организацию по стандартизации (ИСО). ИСО сотрудничает со многими другими международными организациями в области ООС, интересы которых учитываются при разработке международных стандартов.

В ИСО экологические стандарты разрабатывают 13 технических комитетов (ТК). Их перечень приведен в табл.2.3.

Разработкой стандартов в области управления качества охраны окружающей среды занимается ИСО/ТК 207 "Менеджмент качества окружающей среды", образованный в 1993 г. Секретариат представляет Канада. В состав этого комитета входят 6 подкомитетов.

Структура ИСО/ТК 207 и состав стандартов ИСО серии 14000 представлены на рис.2.4

ИСО/ТК 207 также сотрудничает с ИСО/ТК176. Цель этого сотрудничества - гармонизация стандартов.

Рисунок 2.3. Структура ИСО/ТК 207 и состав экологических стандартов ИСО серии 14000

Международным стандартам на системы экологического управления присвоен индекс 14000. Отмечается, что при их разработке применялся подход, апробированный практикой создания и использования семейства стандартов ИСО 9000 и главное в этом подходе - признание менеджмента качества окружающей среды частью интегральной системы менеджмента предприятия.

Стандарты ИСО серии 14000 не устанавливают определенных природоохранных характеристик и конкретных требований к субъектам и технологиям, влияющим на окружающую среду, а содержат требования к системе управления окружающей средой (системе экологического управления). Они универсальны и могут применяться во всех странах мира. Стандарты носят добровольный характер, в силу чего могут использоваться компаниями по своему усмотрению.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению стандартов ИСО по экологическому менеджменту необходимо отметить, что процесс стандартизации в этой области не является абсолютно новым для российских предприятий.

Зарождение экологической стандартизации в нашей стране относится к началу 70-х годов. Так, в 1972 г. вышло постановление "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов". На Госстандарт впервые была возложена задача развертывания работ по этому направлению.

В бывшем СССР охрану природы и рациональное использование природных ресурсов выделяли в особый раздел народнохозяйственного плана. В практику хозяйствования разрабатывались и внедрялись методы управления чистотой природной среды. Управление чистотой природной среды включало:

  • определение перспективных нормативов чистоты - окружающей природной среды для рассматриваемого период планирования и региона (территории) и выбор оптимальной стратегии их достижения (прогнозирование и планирование уровня чистоты окружающей среды, научно-техническое и ресурсное обеспечение планируемых мероприятий по охране среды от загрязнения);
  • совершенствование социальных механизмов реализации планов охраны ОС от загрязнения.

В 1976 году была введена система государственных стандартов ООС и улучшения использования природных ресурсов (ССОП). Этой системе стандартов был присвоен номер 17. Основополагающим стандартом ГОСТ 17.0.0.01-76 предусматривалось подразделение общего комплекса документов этой системы по направлениям: вода, атмосфера, биологические ресурсы, почвы, земли, флора, ландшафт и недра. Организационно-методические основы природоохранной стандартизации разрабатывались коллективом ученых ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации).

В 1980-85 г.г. под эгидой Государственного Комитета СССР по стандартам, проводился крупномасштабный эксперимент по внедрению комплекса государственных стандартов по названием "Управление производственным объединением и промышленным предприятием". По методологии, в этом комплексе предполагалось, что система управления производственным объединением (промышленным предприятием) должна состоять из 6-ти целевых подсистем по управлению:

  • выполнением плана производства и поставок продукции;
  • качеством продукции;
  • ресурсами;
  • техническим развитием производства;
  • социальным развитием коллектива;
  • охраной окружающей среды.

Деятельность предприятия по последней подсистеме определялась ГОСТ 24525.4-80. По стандарту целью управления ООС являлось обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

В начале 90-х годов были введены экологические паспорта. На многих предприятиях они действуют до сих пор.

К сожалению, спад производственной деятельности в России, который наблюдался в начале 90-х г.г., не сопровождался адекватным уменьшением антропогенной и техногенной нагрузки на окружающую природную среду. Поэтому освоение и применение международных стандартов ИСО по экологическому менеджменту российскими предприятиями очень актуально.

К разработке национальных аналогов стандартов ИСО серии 14000 Госстандарт России приступил в 1996г.

Первые стандарты ИСО/ТК 207 (ИСО 14001, ИСО 14004) опубликованы в 1996 г., пять из них (ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14010,ИСО 1401, ИСО 14012) приняты для использования, путем прямого применения как аутентичные тексты международных документов, в России в качестве государственных стандартов.

Основополагающими стандартами являются ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления и рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования.

В состав комплекса стандартов ИСО серии 14000 входят также стандарты по экологическому аудиту, процедурам маркировки экологически благоприятной продукции, оценке характеристик экологичности производственных систем, продукции на стадиях жизненного цикла и др. Всего на стадиях разработки находится более 15 проектов стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: