Внутренний аудит системы качества

Рисунок 7.7. Схема взаимодействия участников аудита системы качества

Таблица 7.1. Достоинства и недостатки внешнего аудита (по сравнению с внутренним)

Рисунок 7.6. Внутренний аудит системы качества

Виды аудита

Основными видами аудита качества являются внешний и внутренний аудиты рис.7.1.

Внутренний аудит - проводится сотрудниками предприятия или от его имени.

При этом аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений. По результатам внутреннего аудита определяется разница между фактическим положением дел на предприятии (организации) и заданным.

Внешний аудит - проводится внешними по отношению к предприятию организациями - заказчиком продукции или, например, органом по сертификации. Когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной. Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Такой вид аудита используется при сертификации.

На практике используются следующие формы аудита второй стороной:

  • полный аудит на соответствие определенному стандарту;
  • частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия;
  • вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта;
  • аудит соблюдения требований контракта.

Наиболее объективную степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной. Это достигается его масштабностью, глубиной и более высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Проведение внутреннего и внешнего аудитов практически не отличается как с процедурной, так и с методической точки зрения. Однако необходимо учитывать специфику этих аудитов. Например, внешний аудит всегда нейтрален по отношению к аудируемому предприятию, т.к. специалисты осуществляющие его не работают на этом предприятии, либо пришли от заказчика или третьей независимой стороны. В силу этого заключения, выданные внешними аудиторами, не подвергаются воздействию внешних факторов и являются более объективными. Вместе с тем внешний аудит системы качества обладает не только достоинствами по сравнению с внешним, но и недостатками (табл. 7. 1).

Внешний аудит в отличие от внутреннего проводится только по заявке. Предприятие, выступающее в роли заказчика внешнего аудита, само определяет цели аудита и документ, на соответствие которому аудит должен проводиться. Программа внешнего аудита отличается от внутреннего обязательным указанием языка аудита и гарантией соблюдения конфиденциальности.

Достоинства Недостатки
1. Более высокий, чем при внутреннем аудите, уровень объективности заключения, обусловленный непредвзятостью внешних аудиторов. 1. Незнание внешними аудиторами производственных особенностей аудитируемого предприятия
2. Более высокая эффективность работы аудиторов, обусловленная жесткими временными рамками. 2. Предубежденность сотрудников предприятия к аудиторам, как к посторонним лицам
3. Критику со стороны выдержать легче, чем критику своего сотрудника, т.к. у внешнего аудитора не может быть намерения уличить кого-либо в некомпетентности или невыполнении своих служебных обязанностей. 3. Отсутствие у внешнего аудитора информации о путях коммуникации на аудитируемом предприятии.
4. Внешние аудиторы являются более квалифицированными специалистами, иначе они лишаются своей работы. 4. Незнание неформальных лидеров на аудитируемом предприятии.
5. Результаты аудита можно использовать для рекламы предприятия. 5. Конфиденциальная информация не может быть использована в отчете об аудите
6. Результаты аудита можно продемонстрировать не только заказчику. 6. Дефицит времени при аудите ограничивает возможность более детального обследования системы.
7. Расходы на аудит можно определить более точно. 7. Зависимость работы внешних аудиторов от сверхурочной работы сотрудников аудитируемого предприятия.
  8. Выборочность аудита, исключающая возможность полного обследования системы качества.

Участниками аудита могут быть (по ИСО 10011-1):

1. Заказчик (клиент) - лицо или организация, по заказу которой проводиться аудит. Заказчиком может быть:

· организация, желающая проаудитировать свою систему качества на соответствие определенному стандарту;

· потребитель, желающий проаудитировать систему качества поставщика с помощью собственных специалистов или специалистов третьей стороны;

· независимая организация, уполномоченная определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами;

· независимая организация, аккредитованная для проведения аудита с целью внесения аудитируемрой организации в официальный реестр.

2. Аудитируемая организация (аудитируемое подразделение) или проверяемая - организация или подразделение, где проводиться аудит.

3. Аудитор - специалист, имеющий квалификацию для аудита системы качества. Аудитор по системам качества это специалист, способный проводить анализ и оценку таких объектов в области качества, которые не поддаются непосредственному изменению. Аудиторы могут быть внутренние и внешние. Внутренний аудитор - это аудитор, который является сотрудником предприятия. Внешний аудитор - сотрудник сторонней организации (специализированной или заинтересованной). В должностных функциях этих аудиторов имеются различия. Например, внешний аудитор должен только фиксировать обнаруженные им соответствия, а внутренний аудитор, кроме того, должен участвовать в анализе причин выявленных несоответствий и выборке мер по их устранению.

4. Главный аудитор - назначаемый для руководства аудитом. Он несет полную ответственность за все этапы аудита. это должен быть компетентный и опытный специалист в области общего руководства качеством, а также он д. б. наделен полномочиями принимать окончательные решения в спорных ситуациях возникающих в ходе аудита.

Взаимодействие участников аудита может проходить по следующей схеме рис.7.2.

Внутренний аудит системы качества предназначен для обеспечения руководства предприятия объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованием.

Координация работ по внутреннему аудиту должна возлагаться приказом руководителя предприятия на службу внутреннего аудита системы качества, созданную в виде отдельного структурного подразделения предприятия в процессе внедрения стандартов ИСО. Если по каким либо причинам создание такой службы на предприятии затруднено, аудит системы качества проводится временно сформированными группами. Обязанности аудиторов возлагаются на специалистов подразделений предприятия, имеющих отношение к разработке и функционированию системы качества (без освобождения от их основной работы). На предприятии должно быть минимум два человека, подготовленных к проведению аудита, так как при аудите своего подразделения он не может быть задействован.

Служба качества может сама подвергаться внутреннему аудиту для установления соответствия требований системы качества предприятия, предъявляемых к аудиту качества.

Внутренний аудит можно разделить на три стадии:

  • предварительный анализ предприятия;
  • проверка на месте;
  • подготовка отчёта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: