Оттепель

Смена погоды.
"Оттепель" - то определение, которым нередко обозначается всё хрущёвское правление. В более узком, исходном, смысле оно относится к культурной политике Хрущёва. Само понятие идёт от названия повести Ильи Григорьевича Эренбурга. Она вышла ещё до XX съезда, в 1954 году, и стала одним из литературных произведений, в которых ставился вопрос об отношениях творческой интеллигенции с партией. Оспаривалось использование литературы и искусства только для обслуживания государственной идеологии. Рупором либералов стал журнал "Новый мир" во главе с Александром Трифоновичем Твардовским. Все эти повести, вызывавшие активное обсуждение в широких кругах интеллигенции, были бы невозможны при Сталине, однако в новой обстановке серьёзных репрессий не вызывали.
Уже позднее, после XX съезда, были официально пересмотрены результаты "ждановщины"; оправданы Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие пострадавшие в борьбе с "формализмом".
"Сталинизм в вопросах искусства".

Впрочем, это не означает, что творческая интеллигенция получила полную свободу. "В вопросах искусства я - сталинист" - говорил Хрущёв. Это своё отношение он подтвердил и на XX съезде, объяснив, что произведения литературы и искусства должны отражать роль Ленина, грандиозные достижения коммунистической партии и советского народа.
Через два месяца после XX съезда покончил жизнь самоубийством Александр Александрович Фадеев, первый секретарь Союза писателей СССР. В предсмертной записке он так объяснил свой поступок: "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии, и теперь уже не может быть поправлено".
В 1958-м началась кампания против Пастернака, роман которого "Доктор Живаго" не просто был опубликован за границей, но и получил там признание. Пастернаку присудили нобелевскую премию, от которой он был вынужден отказаться и через полтора года умер.
Лично Хрущёв неоднократно устраивал разносы тем или иным деятелям. Один из наиболее известных подобных эпизодов - разгром выставки художников-авангардистов в 1962 году, когда Хрущёв лично заявился на выставку и там в привычных ему резких выражениях и решительных тонах сказал всё, что думает об абстракционизме.
Шестидесятники.

И тем не менее, идеологический диктат перестал играть определяющую роль в духовной жизни. Неспроста появилось понятие "шестидесятники". Шестидесятники - это поколение интеллигенции, сформировавшееся в годы "оттепели" и отличавшееся значительной степенью свободы в выборе тем для работы, даже если эти темы и не поощрялись властью.
Именно к хрущёвским годам относится и появление диссидентства ("диссидент" = несогласный, инакомыслящий). Художественные работы, не прошедшие цензуру, а также политические сочинения на злобу дня диссиденты распространяли в виде самиздата - в рукописных и машинописных копиях. В 1959 году появился первый самиздатовский журнал ("Синтаксис"), основанный Александром Ильичом Гинзбургом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: