Основные этапы инновационного процесса

Интерактивная модель инновационного процесса

Схема 1.

Модели инновационного процесса

В общем виде линейную модель инновационного процесса можно представить в развернутом виде так:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

ОС – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т. д. Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом

предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не

сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:

Схема 2. Интерактивная модель инновационного процесса

Главное отличие линейной модели инновационного процесса от интерактивной заключается в том, что интерактивная реализуется на основе эффективной маркетинговой политики с целью коммерциализации инноваций, изучении рыночной среды и взаимодействии с внешней рыночной средой,

В классическом понимании процесс создания и внедрения иннова­ции представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчи­вающихся промышленным производством и распространением (диффу­зией) новой технологии. Можно выделить следующие этапы этого процесса:

Фундаментальные исследования создают новые знания и оказы­вают долговременное позитивное воздействие на экономику. Возрастающая сложность, комплексность и междисциплинарный характер исследований и инноваций способствуют концентрации иссле­дований и развитию новых организационных форм их проведения (ис­следовательские альянсы крупных корпораций, совместные исследова­тельские проекты нескольких институтов, институты и подразделения НИОКР внутри крупных корпораций). Целью поисковых научно-исследовательских работ (НИР) является выдвижение научно-технических идей и обоснование методов использования теоретических знаний и открытий на практике. С этапа проведения поисковых НИР на­чинается непосредственно инновационный процесс. Научно-техническая идея- это общее теоретическое представле­ние о материальном объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. В ходе поисковых НИР появляется возможность практического применения результатов открытия или теоретического знания. При этом необходимо учитывать, что начальная стадия функционирования нового метода использования знания характеризуется весьма низкими показа­телями полезного действия. Основные стадии проведения поисковых НИР:

1. Анализ имеющихся научных и технических разработок.

2. Возникновение идеи нового метода решения актуальных проблем.

3. Обоснование и экспериментальная проверка нового метода.

Поисковые НИР могут проводить академические и отраслевые ин­ституты, университеты и другие высшие учебные заведения, а также научно-исследовательские подразделения крупных корпораций.

Потенциал знаний по результатам проведения фундаментальных исследований и поисковых НИР представляет собой важный интел­лектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости (например, его нельзя запатентовать). Признани­ем высокой ценности новых знаний могут быть, например, междуна­родные и государственные премии.

На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. На этой стадии разрабатываются и принимаются технические ре­шения, показывающие возможности реализации идей. Эту стадию на­зывают также стадией концептуального проектирования.

Исполнителю следующей стадии инновационного процесса идея и замысел поступают в виде отчета по НИР с техническим заданием (ТЗ) и техническим предложением (ТП) по использованию результатов. Прикладные НИР выполняются во многих научно-технических организациях промышленности и вузах; финансируются как из госбюджета, так и за счет отдельных заказчиков в лице корпораций, специализиро­ванных фондов.

Следующий, третий этап – разработка - сложный комплекс опытно-конструкторских работ (ОКР), работ по технологическому проектированию. Этап включает создание аван-проектов, эскизное проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. Состав стадий данного этапа (проекта) определяется соответствующими стан­дартами, в советское время это была единая система конструкторской документации (ЕСКД), сейчас все больше стандартизация разработок осуществляется в соответствии с международными стандартами качест­ва, в частности с ИСО 9001 (международные стандарты качества, разра­ботанные International Standard Organization).

Четвертый этап связан с освоением масштабного производства но­вой продукции. Он представляет собой сложный комплекс разнохарак­терных работ, объединяемых понятием «подготовка производства».

Затраты на промышленное освоение производства новой продукции значительно превышают затраты на исследования и разработки. Поло­жительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расче­тами коммерческой эффективности новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новинки проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая и организационно-экономическая подготовка.

Можно выделить следующие наиболее важные этапы этого процесса:

- проведение конструкторско-технологических и организационных
работ по подготовке производства нового продукта;

- выполнение строительно-монтажных работ;

- проектирование и изготовление нестандартного оборудования
и оснастки;

- производство пробной партии нового продукта.

В начале реализации данного этапа инновационного проекта реак­ция рынка на нововведение еще неизвестна, риск отторжения новинки весьма велик. Все это обуславливает важность рыночного тестирования нового продукта (пробного маркетинга).

Пробный маркетинг (маркетинг-тест) - стадия инновационного процесса, на которой товар и его маркетинговая программа проходят проверку в условиях, близких к рыночным.

Пробный маркетинг позволяет понять реакцию покупателей и сбы­товых сетей на новый товар, на основе этого оценить, насколько успеш­ными будут новый товар и его маркетинговая программа. Целесообразность проведения пробного маркетинга и его масштабы зависят от стоимости и рискованности нового товара, от времени, которым распо­лагает компания. Методы пробного маркетинга зависят от специфики товара: это может быть семинар-презентация нового оборудования, бес­платная раздача образцов новых потребительских товаров, ограничен­ные продажи в определенном месте и т.д.

Процесс коммерциализации или освоения масштабного производ­ства и выпуска нового товара на рынок является завершающим этапом инновационного цикла и одновременно началом жизненного цикла то­вара. Инновационный процесс не заканчивается первым появлением но­вого продукта на рынке. В процессе диффузии инновация развивается, появляются новые модификации продукта и новые сферы применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: