Интерактивная модель инновационного процесса
Схема 1.
Модели инновационного процесса
В общем виде линейную модель инновационного процесса можно представить в развернутом виде так:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т. д. Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом
|
|
предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не
сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:
Схема 2. Интерактивная модель инновационного процесса
Главное отличие линейной модели инновационного процесса от интерактивной заключается в том, что интерактивная реализуется на основе эффективной маркетинговой политики с целью коммерциализации инноваций, изучении рыночной среды и взаимодействии с внешней рыночной средой,
В классическом понимании процесс создания и внедрения инновации представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчивающихся промышленным производством и распространением (диффузией) новой технологии. Можно выделить следующие этапы этого процесса:
Фундаментальные исследования создают новые знания и оказывают долговременное позитивное воздействие на экономику. Возрастающая сложность, комплексность и междисциплинарный характер исследований и инноваций способствуют концентрации исследований и развитию новых организационных форм их проведения (исследовательские альянсы крупных корпораций, совместные исследовательские проекты нескольких институтов, институты и подразделения НИОКР внутри крупных корпораций). Целью поисковых научно-исследовательских работ (НИР) является выдвижение научно-технических идей и обоснование методов использования теоретических знаний и открытий на практике. С этапа проведения поисковых НИР начинается непосредственно инновационный процесс. Научно-техническая идея- это общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. В ходе поисковых НИР появляется возможность практического применения результатов открытия или теоретического знания. При этом необходимо учитывать, что начальная стадия функционирования нового метода использования знания характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. Основные стадии проведения поисковых НИР:
|
|
1. Анализ имеющихся научных и технических разработок.
2. Возникновение идеи нового метода решения актуальных проблем.
3. Обоснование и экспериментальная проверка нового метода.
Поисковые НИР могут проводить академические и отраслевые институты, университеты и другие высшие учебные заведения, а также научно-исследовательские подразделения крупных корпораций.
Потенциал знаний по результатам проведения фундаментальных исследований и поисковых НИР представляет собой важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости (например, его нельзя запатентовать). Признанием высокой ценности новых знаний могут быть, например, международные и государственные премии.
На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. На этой стадии разрабатываются и принимаются технические решения, показывающие возможности реализации идей. Эту стадию называют также стадией концептуального проектирования.
Исполнителю следующей стадии инновационного процесса идея и замысел поступают в виде отчета по НИР с техническим заданием (ТЗ) и техническим предложением (ТП) по использованию результатов. Прикладные НИР выполняются во многих научно-технических организациях промышленности и вузах; финансируются как из госбюджета, так и за счет отдельных заказчиков в лице корпораций, специализированных фондов.
Следующий, третий этап – разработка - сложный комплекс опытно-конструкторских работ (ОКР), работ по технологическому проектированию. Этап включает создание аван-проектов, эскизное проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. Состав стадий данного этапа (проекта) определяется соответствующими стандартами, в советское время это была единая система конструкторской документации (ЕСКД), сейчас все больше стандартизация разработок осуществляется в соответствии с международными стандартами качества, в частности с ИСО 9001 (международные стандарты качества, разработанные International Standard Organization).
Четвертый этап связан с освоением масштабного производства новой продукции. Он представляет собой сложный комплекс разнохарактерных работ, объединяемых понятием «подготовка производства».
Затраты на промышленное освоение производства новой продукции значительно превышают затраты на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами коммерческой эффективности новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новинки проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая и организационно-экономическая подготовка.
Можно выделить следующие наиболее важные этапы этого процесса:
|
|
- проведение конструкторско-технологических и организационных
работ по подготовке производства нового продукта;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- проектирование и изготовление нестандартного оборудования
и оснастки;
- производство пробной партии нового продукта.
В начале реализации данного этапа инновационного проекта реакция рынка на нововведение еще неизвестна, риск отторжения новинки весьма велик. Все это обуславливает важность рыночного тестирования нового продукта (пробного маркетинга).
Пробный маркетинг (маркетинг-тест) - стадия инновационного процесса, на которой товар и его маркетинговая программа проходят проверку в условиях, близких к рыночным.
Пробный маркетинг позволяет понять реакцию покупателей и сбытовых сетей на новый товар, на основе этого оценить, насколько успешными будут новый товар и его маркетинговая программа. Целесообразность проведения пробного маркетинга и его масштабы зависят от стоимости и рискованности нового товара, от времени, которым располагает компания. Методы пробного маркетинга зависят от специфики товара: это может быть семинар-презентация нового оборудования, бесплатная раздача образцов новых потребительских товаров, ограниченные продажи в определенном месте и т.д.
Процесс коммерциализации или освоения масштабного производства и выпуска нового товара на рынок является завершающим этапом инновационного цикла и одновременно началом жизненного цикла товара. Инновационный процесс не заканчивается первым появлением нового продукта на рынке. В процессе диффузии инновация развивается, появляются новые модификации продукта и новые сферы применения.