И форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного им «новатор»

В экономической литературе существуют определенные различия в подходах к определению инновации (нововведения). Нововведение, как правило, определяется как «процесс», однако содержание этого процесса, его составные элементы и фазы – все это остается предметом расхождений. Согласно теории И. Шумпетера, экономические изменения вызываются «нововведениями». Совершенно очевидно, что нововведение не тождественно изобретению. Последнее является технологическим фактором, тогда как нововведение пред-

ставляет собой экономическое и социальное явление. Нововведение, утверждал Шумпетер, есть категория предпринимательской деятельности в том смысле, что существующие производительные силы используются для решения новых задач. С технической точки зрения рационализация приводит к возникновению новой «производственной функции», всегда связанной с появлением передовых предприятий. Новая технология, как он считал, не может иметь места в рамках старых предприятий. Так называемые «старые» фирмы в состоянии выжить после суровых экономических потрясений лишь благодаря тому, что они коренным образом преобразуются под влиянием внедрения нововведений, отрешившись от консерватизма.

Процесс внедрения нововведений не протекает равномерно, он характеризуется скачками и рывками. Как только один передовой предприниматель, допустим, преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие стремятся последовать за ним. Включение новых предпринимателей и фирм в процесс инновационной деятельности сопровождается разрушением ценностей. Ошибки и просчеты приводят фирмы, не способные к восприятию нового, фирмы, которые не могут перестроиться в ответ на требования рынка, – к банкротству. Характерно, что этот процесс Шумпетер назвал «созидательным разрушением», то есть прежняя система хозяйствования должна уступать место новому, более совершенному экономическому механизму. Это является, по его мнению, существенной чертой рыночного хозяйства. В целом, хотя нововведения и могут вызвать серьезные нарушения в «старых» (прежних) экономических отношениях, в конечном счете они приводят к экономической выгоде для общества. Й. Шумпетер утверждал, что эффективные динамические изменения в экономике вызываются действиями предпринимателя-новатора, и инновации – это понятие во многом экономическое, так как именно экономический потенциал отличает инновации от изобретений и новшеств.

В фундаментальной работе «Деловые циклы» 1939 г. Й.Шумпетер предложил 3 разновидности деловых циклов: большие, средние, короткие. Длинные волны – впервые были обнаружены Н.Д.Кондратьевым – циклы около 55 лет, средние – 10 (замена активной части капитала, основных фондов, оборудования), короткие – 2 года, рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции (модификации).

Й. Шумпетеру принадлежит концепция экономической динамики и циклов, центральное место в которой отведено предпринимательской функции. Основные экономические изменения вызываются «нововведениями», когда существующие производительные силы используются для новых задач. Важнейшую роль в экономическом процессе Шумпетер отводил не только росту как таковому, но изменениям и инновациям и выделил пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

При этом инновациям свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном (1858–1940). По его высказыванию, подлинная сила предпринимателя связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров. Такое производство он называл «сферой прогрессирующей промышленности». Иными словами, такой предприниматель Гобсона это, по существу, «новатор» Й. Шумпетера, фигура, которой Гобсон приписывал важные социальные функции.

Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными учеными, в частности ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Друкером в его книге «Инновация и предпринимательство». «Нововведение, – отмечает он, – это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Таким образом, если Й. Шумпетер теоретически обосновывал важность нововведений для фирменного соперничества, то есть для рыночной конкуренции на основе достижений в области науки и техники, то П. Друкер прямо указывает на важность нововведений для развития бизнеса. «Инновации, – пишет П. Друкер, – в основе которых лежат новые знания, – это „суперзвезды“ предпринимательства. Такие нововведения становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения должны быть нацелены на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры. Есть только один способ уцелеть во время конъюнктурных потрясений – это прибегнуть к предпринимательскому управлению (внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля). Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон». Поиск инновационных возможностей и формирование их эффективных комбинаций в реальных экономических условиях для реализации конкретного инновационного проекта представляют, по существу, инновационную стратегию на уровне фирмы, реализующей инновационный проект.

Глубокие изменения, связанные со сменой деловых циклов, извест­ный исследователь инноватики К. Фримен предложил называть изме­нениями технико-экономической парадигмы или технологической революцией. Российский ученый С. Ю. Глазьев ввел термин, смена технологических укладов, который широко используется в российской экономической литературе. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.

Технологический уклад характеризуется единым технологическим
уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и
горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опи­-
рающихся на общий научно-технический потенциал.

2. Основные понятия инновационного менеджмента. Принципы и функции инновационного менеджмента

Основные рассматриваемые понятия:

· Инновации, нововведения

· Свойства инноваций

· Инновативность

· Новшество

· Изобретение

· Открытие

· Инновационный процесс

· Инновационная деятельность

· Факторы развития инновационной деятельности

· Инновационный менеджмент, принципы и функции инновационного менеджмента

Термин «инновация» и понятие инновации как новой экономиче­ской категории ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Инновация – это результат реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей или созданию новой потребности на рынке и приносящей экономический эффект. Инновация – превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. Инновация - это процесс коммерциализации изобретения, дости­жение коммерческого успеха на основе производства полезного продук­та, процесса или блага, другими словами, изобретение становится ново­введением, если получает успех на рынке.

Инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «новация», «изо­бретение», «открытие».

Новация (новшество) (лат. novation - изменение, обновление) - какое-то новшество, которого не было раньше (новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение).

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями тех­ническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и т.д. (новые приборы, механизмы, инструмент).

Открытие - получение ранее неизвестных данных или наблюдение
неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие (а также изобретение) делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация - на прикладном (технологическом).

2. Открытие не преследует цели получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить осязаемую выгоду: большую сумму прибыли, повышение производительности труда, снижение себестоимости.

Одной из наиболее значимых характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации

к новым условиям. Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс - процесс создания и внедрения иннова­ции, который представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчи­вающихся промышленным производством и распространением (диффу­зией) новой технологии.

Инновационная деятельность – осуществление (реализация) инновационных процессов по стратегическому маркетингу инноваций, НИОКР, организации и технологической подготовке производства, производству новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы (диффузия инноваций).

Инновационный менеджмент - процесс управления нововведениями (инновациями), основанный на эффективных принципах и функциях инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Принципы эффективного инновационного менеджмента:

- комплексность

- постоянство

- целеполагание и планирование стратегических инновационных процессов

- сочетание централизации и децентрализации в управлении инновациями

- коллегиальность принятия решений

Функции инновационного менеджмента:

К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности. Исходя из перечисленных функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:

♦ сбор и анализ информации;

♦ постановка целей инновационного процесса;

♦ разработка общих инновационных стратегий;

принятие управленческих решений;

♦ планирование инновационного процесса по фазам;

♦ организация и оперативное руководство;

♦ учет и контроль;

♦ корректировка целей и планов.

3. Классификация инноваций

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Однако, наиболее целесообразно применять комплексный подход для определения видов и различных характеристик инноваций, с позиций многих аспектов исследования, реализации и управления инновациями. С учетом этого строится классификация инноваций.

Классификация инноваций может проводиться по следующим признакам: по технологическому – продуктовые и процессные; по степени новизны - новые на международном уровне, новые для страны, новые для предприятия; по значимости воздействия на экономику - базовые, улучшающие, псевдоинновации; по воздействию на процесс производства – расширяющие (диффузные), замещающие, улучшающие; по воздействию на факторы производства – комплексные, локальные; по области применения – технологические, организационно-управленческие, экономические, маркетинговые, социальные, экологические, информационные; по характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности, удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом, более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

В промышленности различают два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа могут служить микропроцессоры и т.д. Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или

стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования,

новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачу уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

 эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.);

 незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного из-

делия, а также входных его параметров и компонентов;

 расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг – услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг.

Следующие изменения не являются технологическими инновациями, если не относятся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг либо способов их производства (передачи):

 организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в

экономической стратегии предприятия;

внедрение стандартов качества

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

 радикальные (базовые);

 улучшающие;

 кодификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

 технологические;

 производственные;

 экономические;

 торговые;

 социальные;

 в области управления.

4. Инновационный процесс: виды, модели, основные этапы

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и

распространением инноваций. Различают три формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера. В результате через взаимную конкуренцию совершенствуются потребительские свойства выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действуют два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведений.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1. создание новшества и его распространение;

2. диффузия нововведения.

Первая фаза – это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный

эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.





Подборка статей по вашей теме: