Руководить — значит приводить сотрудников к успехам и к самореализации

Международные организации менеджмента

Управление и менеджмент

Происхождение и значение слова менеджмент: cовременное понятие менеджмента;

объекты управления; содержание теории и практики менеджмента;

виды менеджмента: по признаку объекта; по признаку содержания; субъекты менеджмента;

Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.

Наука менеджмента изучает:

1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

3) деятельность руководящих работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен отвечать руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

§ по сферам деятельности общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;

§ по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;

§ по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;

§ по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;

§ по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

Управление и менеджмент: сходства и различия.

Понятия "управление " и "менеджмент " в современном мире близки по смыслу, но не однозначны.

Понятие " управление " является более общим и относится ко всем типам систем (техническим, биологическим, социально-экономическим и проч.).

Современное понятие "менеджмент " распространяется лишь на социально-экономические системы. Необходимо отметить, что термин “управление” также широко используется применительно к социально-экономическим системам

Для определения сходства и различия между русским словом "управление" и английским "management " следует рассмотреть английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса.

1. Для обозначения управления в технических системах в английском языке используется слово "control" (или "drive"— при управлении автомобилем).

2. Для обозначения управления в организациях (на предприятиях, в фирмах) в английском языке используется слово "management".

3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется слово "government ".

4. Если англичане говорят о процессе управления человека самим собой, то они используют слово "govern".

"управление" и заимствованное из английского языка "менеджмент" являются синонимами, если речь идет об управлении организацией.

При этом под организацией (предприятием, фирмой, учреждением и т. д.) понимается объединение двух человек или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

Итак, понятие "менеджмент", применяется только в управление социально-экономическими процессами на уровне организации, которая действует в рыночных условиях.

Английское слово "administration", переводимое как "управление", употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к элементу трудовых ресурсов (людей), необходи­мых для достижения поставленных перед организацией целей.! Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.

? Понятие “менеджмент” в настоящее время является субъективным. Если провести поиск значения этого понятия в сети Интернет, то можно найти следующие определения:

Менеджмент - вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

Менеджмент - иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.

Менеджмент - категория людей, занятых управлением.

Менеджмент – это вид деятельности по планированию, организации, мотивированию и контролю деятельности людей в рамках организаций.

Менеджмент – это область человеческого знания, обобщающая опыт работы успешных управленцев-практиков.

Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Менеджмент - функциональный аспект экономики.

Менеджмент - наука, практика, техника управления и контроля.

Менеджмент – наука, практика и искусство управления.

Менеджмент – деятельность, обеспечивающая рациональное использование ресурсов и времени.

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент - интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения

Менеджмент - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности (увеличения прибыли и др.).

Менеджмент - область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития

__________________________________________________

Термин "менеджмент " предполагает три аспекта:

"Кто" управляет "кем"(институциональный аспект).

Этот аспект характеризуетисполнителей задач управления, в частности, менеджеров и органы управления. С другой стороны, таким образом определяют, кто управляет, в частности, лиц и других сотрудников, связанных с решениями (Профессиональные стандарты)

"Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект).

Этот аспект характеризует, во-первых, деятельность. Здесь можно рассматривать как возможные функции управления, так и специальные характеристики деятельности менеджеров (стили управления). С другой стороны, характеризуются отношения воздействия менеджера на управляемых (эффективность управления).

"Чем" осуществляется управление? (инструментальный аспект).

Этот аспект относится к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач (инструменты управления).

Вследствие этого существует такое трактование понятия менеджмент:

Менеджмент как функция, вид самостоятельной профессиональной деятельности.

Менеджмент как интеграционный процесс, позволяющий формировать организации и управлять ими.

Менеджмент как специфический орган или аппарат управления современными организациями.

Менеджмент как определённая категория людей, социальных слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджмент как специфическая область знаний (как самостоятельная наука и искусство).

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод, что менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область знания, аккумулирующую достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства, кибернетики.

В международных стандартах качества ИСО 9000 версии 2000 года аккумулирован опыт ведущих мировых компаний по созданию эффективных систем менеджмента (управления) в организациях различного профиля и приводится следующее определение: “Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией”.

Управление - это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации

*Управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.

Под управлением понимают целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения целей его функционирования

*Кто хочет достичь цели, должен ее знать.

*Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда»,— таково насмешливое наблюдение Марка Твена.

*Управлять — значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным.

Субъект - тот, кто осуществляет управление и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

В задачу субъекта управления входит формирование управляющих, корректирующих или предупреждающих воздействий, которые поступают на объект управления.

Управляющие воздействия должны обеспечить переход объекта управления в новое состояние.

Корректирующие воздействия вырабатываются в том случае, если известна причина, вызвавшая недопустимые отклонения в работе объекта управления.

Предупреждающие воздействия формируются в том случае, если прогнозируется ситуация, которая может привести к ненормальному функционированию объекта управления.

В качестве субъекта управления могут рассматриваться менеджеры различного уровня, высшее руководство и т.д. В качестве высшего руководства могут быть “лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне”.

Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

Принцип управления - правила, нормы, которыми следует руководить в своей деятельности в ходе решения задач, стоящих перед предприятием:

1. Определение целей и задач управления;

2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;

3. Разделение задач на отдельные виды работ;

4. Координации взаимодействий различных подразделений внутри организации;

5. Формирование иерархической структуры;

6. Оптимизация принятия решений;

7. Мотивация, стимулирование эффектной работы.

Методы управления - способы, формы воздействия руководителя на подчиненных:

1. Организационно-распорядительные (инструкции, контроль исполнения)

2. Экономические (хозяйственный расчет)

3.Социально-психологические (учет психологии личности, коллектива)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: