Феномен физкультурной активности с точки зрения эволюционного подхода в развитии личности

Рис. 3. Составные деятельности развития личности

«Эти категории взаимосвязаны с теорией возникновения физической культуры как вида деятельности человека, где главной причиной ее развития является труд, включая общественные потребности в физической подготовке людей» (Выдрин В.М., Николаев Ю.М., 1974).

Таким образом, личность интегрирует ценности физической культуры и самостоятельно определяет ее расширенное использование в жизнедеятельности.

Рассматривая понятие «деятельность в области физической культуры», мы имеем в виду наличие целеполагания на результат повышения уровня физической подготовленности, что может привести к позитивной личностной схеме поведения в жизнедеятельности. Эта схема имеет сложную структуру, так как она раскрывает психические процессы человека.

«О конкретной деятельности человека можно говорить только тогда, когда в его сознании выделены потребности и мотивы с достаточно четкими характеристиками ее целей. Потребности – это двигательная сила поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Человек привык объяснять свои действия из своих потребностей, которые при этом отражаются в его сознании. Они стимулируют его деятельность, выступают в качестве причины поведения, избирательности в отношении к условиям окружающей среды» (Выготский Л.С., 1960).

В философском энциклопедическом словаре (1983) понятие «потребность» определяется как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

В общем виде понятие «потребность» определяется как реакция общества (личности) на информацию об испытываемой нужде. Она является основным фактором поведения человека и его отношением к условиям в жизнедеятельности, которая является производными от понятия необходимость.

«Потребности определяют фундаментальные свойства личности и в конечном итоге определяют ее образ жизни. Потребность отражает состояние организма человека, психологические свойства личности, принадлежность к социальной группе» (Швырев В.С., 1990).

«Предмет потребности может быть материальным или идеальным, чувственно воспринимаемым или данный только в мысленном плане, который в психологии называют мотивом деятельности. Поэтому проблема человеческих потребностей и мотивов является исходной в теориях, которые объясняют активную творческую деятельность людей» (Шаров Ю.В., 1970).

Е.А. Донченко (1982) характеризует потребность человека в качестве субъекта его деятельности, связывая это характером поведения, который находит свое выражение в тех формах, в которых трансформирует его самосознание. При этом они, воздействуя на сферу эмоций, подвергаются трансформированию, что выражается в его поведении. Они подвержены преобразованию со стороны психики человека, приобретая при этом самостоятельность по отношению к объективным условиям жизни. Идеалы, убеждения, знания, логическое мышление складываются на основе определенных потребностей.

Потребности, как психологическое явление, Ю.В. Шаров (1982) рассматривает следующим образом:

– потребность есть определенный вид отношений организма, личности с окружающей средой;

– потребность как состояние организма характеризуется его психологическим напряжением и является основным побудителем к адаптации в окружающей среде.

Потребность, как состояние личной неудовлетворенности и напряжения позволяет представить ее как источник активности личности.

С другой стороны А.Г. Спиркин (1972) представляет потребность как интерес к какому-то предмету или состоянию, или явлению.

Интерес личности является субъективным выражением объективного существования потребностей, это осознанная потребность человека. Кроме того, через потребность проявляется отношение человека к условиям их удовлетворения.

Однако нельзя смешивать понятие интерес и мотив. Интерес можно рассматривать как естественное продолжение потребности, который стремиться к своему удовлетворению. Он отражает отношение к предмету удовлетворения, связи с ним. Следовательно, выявляется проблема между интересом и потребностью, т.е. проблема выбора предмета удовлетворения.

Н.В. Виденеев (1989), особое внимание в этом процессе уделяет ценностным ориентациям человека, которые являются в основном проекцией ценностей данной формы потребностей. В его теории поднята проблема иерархии потребностей личности, которая связана с выбором своего социального поведения. Потребности затрагивают интересы семьи, группы, коллектива, своего здоровья. Здесь отчетливо проявляется зависимость проблемы разумности с потребностями, связанные с поведением личности.

«Непременное условие удовлетворения потребностей – вооруженность человека соответствующими средствами, способами, знаниями, умениями. Отчасти они врожденные (в этом случае их называют способностями), но главным образом они приобретаются в процессе деятельности, индивидуального развития, включая присвоение опыта предшествующих поколений» (Виденеев Н.В., 1989)

Связывая теории потребностей с физической культурой, нельзя не отметить подтверждение Н.И. Пономарева (1988), что она как социальное явление, в которой переплетаются игровые и утилитарные начала, образует сложную картину деятельности человека, при этом дает выход на его физическое совершенство.

«Если эта потребность длительное время не удовлетворяется, то происходит физиологическая, умственная и психологическая деградация личности, что взаимосвязано с необходимостью свободного и всестороннего развития будущего специалиста» (Пономарев Н.И., 1988).

Поэтому одной из стратегических задач физического воспитания в вузе является формирование потребностей и мотивации к сохранению своего здоровья.

Поэтому работа преподавателя физической культуры в вузе не должна сводиться только к развитию у студентов определенного уровня физической подготовленности. Важны иные педагогические техники преподавания предмета, которые основаны на содеятельности преподавателя и студента.

Понятие содеятельность предполагает не только понятийное поле «Я знаю, что надо сделать, чтобы…», но и понятийное поле «Я хочу знать, как это сделать и получить прогнозированный результат».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: