double arrow

Красноярск 2003

Доцент Тихонович В.Е.

Кафедра коммерции и ВЭД

КГТЭИ

Тема 4 «Обоснование и принятие предпринимательских решений»

План лекции:

1. Деятельность предпринимателя по отбору, анализу и реализации предпринимательских идей (решений).

2. Сфера принятия предпринимательских решений.

3. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

4. Бизнес-план предпринимателя как инструмент обоснования и принятия предпринимательского решения.

§1. Деятельность предпринимателя по отбору, анализу и реализации предпринимательских идей (решений).

В основе предпринимательской деятельности всегда должна быть предпринимательская идея, которая является потенциалом предпринимательства. Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь, чаще для продолжения предпринимательства требуются всё новые и новые идеи. Но предпринимателем может быть тот, кто способен на «рождение» идей и чуток к их восприятию.

Анализ идей, оценка реальности воплощения при определенных обстоятельствах вполне может выступать как профессиональная деятельность. Она может осуществляться в качестве деятельности консультантов или советников.

Формирование новой идеи есть построение новой комбинации, системы логических умозаключений, основанных на новых (появившихся или ранее не принимаемых во внимание) фактах.

Источниками формирования предпринимательских идей обычно считают:

1. товарный рынок;

2. географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства;

3. достижения науки и техники;

4. новые возможности применения уже производимого товара или продукта;

5. не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы.

Сущность использования товарного рынка сводится к выявлению существующего на рынке дефицита и прибыльности своих усилий по возможной ликвидации такого дефицита. К такому источнику обычно прибегают начинающие предприниматели, имеющие малый опыт. Опытный предприниматель тоже анализирует товарный рынок, но обычно имеет другие цели.

При использовании источника идей географических или структурных «разрывов» предприниматель анализирует:

1. процесс производства товара, его отдельных компонентов или даже целой товарной группы;

2. источник и «маршрут» продвижения товара от производителя к потребителю;

3. форму предложения товара потребителю.

Цель этого анализа – обнаружение «разрывов» в процессе производства – структурных (это производится, то не производится) или географических (это производится в нашей стране, а то ввозится из-за рубежа, почему?). Если в результате обнаружения «разрывов» предприниматель принимает решение и реализует его, то это означает, что он сумел интегрироваться в процесс производства.

Достижения науки и техники в качестве источника идей требуют хорошей информированности в этой области и значительного интеллектуального труда. Такой подход, с одной стороны, направлен на поиск конкретных форм имеющихся достижений науки, техники, технологии, с другой – возможностей производства новых товаров. Планирование производства новых товаров осуществляется на основе внедрения в производство достижений науки, техники, технологии.

Объектом внимания может быть не только собственно товар, но и технология его производства, производственный процесс.

Новые возможности применения уже производимого товара или продукта являются специфическим источником идей, который носит случайный характер.

Однако целенаправленный поиск в этом направлении, основанный на творческом подходе, тоже эффективный метод. Например, приборы ночного видения, ранее используемые только в военной технике, в результате конверсии ВПК стали широко применяться для гражданских целей (в охранных системах или для прицелов охотничьих ружей).

Новые идеи, отбираемые для реализации, должны быть обоснованы экономически. Этот выбор осуществляется на основе сравнительного анализа нескольких возможных для реализации идей. Основным элементом сравнения идей является их экономическая эффективность. Кроме указанного оцениваются сроки окупаемости. Например, устойчивое положение на рынке может обеспечить проект, имеющий максимальный срок окупаемости. Каждый предприниматель избирает свою технику реализации идей. Однако в этом направлении можно предложить общий подход. При готовности реализовать идею целесообразно составить общую схему этой реализации. Составленная схема позволяет выявить, все ли в нее включено, даем возможность сформулировать конкретные вопросы по каждому этапу и найти пути их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: