double arrow

И сфера их принятия

2

Типы предпринимательских решений

Под сферой принятия предпринимательских решений следует понимать совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Данную сферу целесообразно структурировать, разделив на внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняя среда – это пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя. Она сегментирована. Составляющие ее сегменты носят название внутренних переменных. Если предприниматель представляет фирму, то все факторы будут ее внутренней средой. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие элементы. Четкое представление о внутренних переменных – важный элемент деятельности предпринимателя.

Важнейшая внутренняя переменная – это цель фирмы. Она должна иметь количественные характеристики. Например, цель фирмы – производство одежды определенного назначения или определенных моделей в конкретном объеме.

Вторая внутренняя переменная – технология производства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы.

Третья внутренняя переменная – организационная структура фирмы. Зная цель и технологию производства можно определить структурные подразделения, необходимые для создания оптимальных условий в достижении наибольшего экономического эффекта и повышение управляемости процесса производства.

Четвертая переменная – штатное расписание. Это определение в каждом элементе структуры рабочих мест и должностей в их количественном и качественном аспектах.

Пятая внутренняя переменная – это персонал (работники, которые займут рабочие места).

Следует отметить еще два элемента, которые не являются «чисто» внутренними. Они выполняют связующие функции между внутренней и внешней средами. Этими элементами являются результат производства и рыночный сигнал.

Рыночный сигнал – практически внешний фактор, он обеспечивает обратную связь (реакция потребителя на товар).

Внешняя среда – структурно-пространственное окружение фирмы. Фирма представляет открытую систему.

Внешняя среда – совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы не однородны, они оказывают прямое и косвенное воздействие.

Факторы прямого воздействия:

1. Государственные органы и их предписания и законы;

2. партнеры и партнерские связи. Этот фактор меньшей силы, так как его можно менять по своему усмотрению (договоры с поставщиками);

3. источники силового давления (рэкет, вымогатели, взяточники). Предпринимателю приходится «подстраиваться» под этот фактор;

4. конкуренты. Их поведение обязательно учитывается в деятельности предпринимателя;

5. имидж фирмы. Это представление о ней во внешней среде;

6. профсоюзы. В российской действительности они пока не нашли своего места, но в целом их роль в других странах очень важна.

Факторы косвенного воздействия – те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы. К ним относят:

1. политические факторы;

2. научно-технические достижения;

3. состояние экономики;

4. социально-культурные факторы;

5. изменения на мировом рынке.

Предпринимателю необходимо постоянно анализировать динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов, уровень их воздействия различен, одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия, изменения во внешней среды динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми. Все перечисленное обуславливает сложность предпринимательской деятельности и указывает на необходимость специальной подготовки в этой области.

§3. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

Основой экономических методов принятия предпринимательских решений является анализ таких категорий, как цена, издержки производства, финансы и умение оперировать ими в практической деятельности.

Формирование цены товара. В данном случае имеется в виду рыночная цена. Минимальный уровень этой цены может быть определен по следующей зависимости:

Цт = Ипф-Пмд,

где Цт – цена товара;

Ипф – фактические издержки производства;

Пмд – минимально допустимая прибыль.

Иногда определяемая таким образом цена выступает в качестве оптовой. Поскольку эта цена является расчетной для самого неблагоприятного варианта рыночной ситуации, то она становится коммерческой тайной.

Рыночная цена – эта фактическая цена, по которой товар реально приобретается. Разница между рыночной ценой и минимально допустимой выступает в качестве сверхприбыли.

СП = Цр – Цмд,

где СП – сверхприбыль;

Цр – рыночная цена;

2

Сейчас читают про: