При рассмотрении экономических издержек обычно оперируют понятием «валовые издержки»

Управление издержками производства. Следует различать экономические и бухгалтерские издержки. Предприниматель в основном имеет дело с экономическими издержками, которые связаны с возможной реализацией того или иного проекта.

Второй метод воздействия на процесс ценообразования сопряжен с анализом рыночной цены. В этом случае предприниматель выявляет, какие товарные характеристики лежат в основе ценообразования, и как может меняться цена при каком - либо изменении товарных характеристик. В результате товару придаются, по возможности, характеристики, увеличивающие рыночную цену в большей степени, чем издержки.

Предприниматель имеет возможность управлять процессом ценообразования, если речь идет о ее минимально допустимом уровне. В этом случае управление ценообразованием связано с поиском путей минимизации издержек производства.

Цмд – минимально допустимая цена.

Валовые издержки представляют совокупность постоянных и переменных издержек.

Ивал = Ипост+Ипер

Постоянные издержки – те, которые практически не зависят от объектов производства. Сюда входят затраты на амортизацию, арендная плата, плата за кредиты, оплата труда управленческого персонала и т.д.

Переменные издержки – те затраты, которые практически напрямую зависят от объемов производства. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие; затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском товара, энергия на технологические нужды.

С увеличением объемов производства валовые издержки на единицу товара уменьшаются, и наоборот. Следовательно, увеличение объемов производства при прочих равных условиях, влечет увеличение прибыльности производства. Этот эффект может быть использован как средство увеличения прибыли или в качестве резерва снижения цены на дополнительный товар.

В условиях рисковой поставки товара на рынок, когда уровень спроса точно не известен (например, на сезонный товар), предприниматель принимает за расчетный объем 75% фактического объема производства. Остальные 25% планируются в качестве дополнительно производимого товара. В случае нереализации их в сезон они могут быть проданы в ходе сезонной распродажи по более низкой цене, вплоть до уровня переменных издержек.

Разница между ценой товара и размером издержек называется величиной покрытия товара. Она составляет сумму средств, часть которых идет на покрытие постоянных издержек, а оставшаяся часть – на прибыль.

Определение грани объема производства. Минимально допустимый объем производства есть уровень безубыточного производства. Это такая программа производства, при которой издержки покрываются доходами.

Предпринимателю всегда важно определить для себя приемлемые границы производства – минимально допустимую и максимально возможную. Это связано с уровнем рыночного спроса. Максимально возможный объем производства определяется с помощью производственной функции:

Км = f (Т, К),

где Км – максимально возможный объем производства продукции;

Т – используемые в производстве ресурсы;

К – используемый в производстве капитал.

Эта функция всегда ориентирована на определенную технологию. Если технология изменяется, то изменяется и функция f.

Но предпринимателю важно определить не только возможные пределы производства, но и его оптимальный объем. Под оптимальным объемом понимается такой объем производства, при котором разница между получаемым доходом и суммарными издержками минимальна. Поиск оптимального варианта на практике осуществляется в двух вариантах – при заданной величине капитала и при нелимитированном капитале.

В первом случае, если подразумевать под основным капиталом оборудование, необходимое для нормального осуществления производственного процесса, то оптимальный объем связан с мощностью.

Следовательно, исходя из стремления к уменьшению удельных постоянных издержек, оптимальный объем производства будет равен производственной мощности. Такой подход характерен для начинающего предпринимателя.

Наивысший уровень эффективности производства будет достигаться при определенном сочетании объема производства и издержек.

Если рассматривать для упрощения два факта производства – капитал и труд, то на долю каждого фактора будет приходиться определенная доля другого. Например, для обслуживания 5 станков нужно 10 рабочих, а для 10 станков – 20. Это можно отразить в виде графической зависимости. Причем эту зависимость целесообразно представлять в стоимостной форме. В случае определения объема производства при нелимитированном объеме капитала рассуждения аналогичны. Однако следует учитывать не два, а три фактора:

1. возможный объем производства;

2. требуемый размер капитальных затрат;

3. требуемый размер трудовых затрат.

Произведенные расчеты сводятся в таблицу и выбирается вариант с минимальными издержками. Оптимальный с экономической точки зрения объем производства определяется исходя из предельных издержек.

Увеличение объема производства вызывает и рост издержек. Этот рост не всегда пропорционален объему производства. В этом случае применяют следующие правила выбора:

1. определяют средние валовые издержки на единицу продукции;

2. решение в сторону увеличения объема выбирается в случае, если предельные издержки дополнительно производимых товаров меньше или равны средним валовым;

3. следует отказаться от увеличения объема производства, если имеет место обратная пункту 2 картина;

4. рассчитывают средние валовые издержки к новому объему производства.

Эти правила справедливы, когда предпринимателя интересует только норма прибыли.

§4. Бизнес-план предпринимателя

как инструмент обоснования и принятия предпринимательского решения

Свое реальное выражение логика принятия предпринимательского решения находит в бизнес-плане. Этот план представляет собой детальное обоснование концепции по реализации предпринимательской идеи и характеризует все основные аспекты будущего коммерческого предприятия. Бизнес-план предназначен для банкиров и инвесторов, у которых предприниматель планирует получить деньги на осуществление своего проекта, сотрудников предприятия, нуждающихся в четком определении своих задач и перспектив, и наконец, для самого предпринимателя, желающего тщательно проанализировать свою цель, проверить ее разумность и реалистичность (так как этот вопрос поднимался при изучении ряда дисциплин, в частности, экономики, мы остановимся кратко на его разделах).

Итак, бизнес-план представляет собой стандартный документ для большинства стран с рыночной экономикой и состоит из следующих основных разделов:

1. Резюме.

2. Характеристика товара или услуги.

3. Рынок сбыта товара.

4. Сведения о конкурентах.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организация предприятия.

8. Юридический план.

9. Риск и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

Резюме предназначено прежде всего для банкиров и инвесторов, представляющих предпринимателю деньги, поэтому роль его чрезвычайно важна. Основное место в резюме должно быть отведено финансовым результатам, ожидаемым от реализации проекта. Здесь показываются прогнозируемые объемы реализации продукции на ближайшие годы, выручка от реализации, затраты на производство, валовая прибыль и уровень рентабельности, должен быть указан также срок, в течение которого предприятие гарантирует вернуть предоставленные кредиты.

Во втором разделе – характеристика товара или услуги – дается описание и количественная характеристика товара (услуги), особенности дизайна и упаковки, в которой он будет продаваться. Этот раздел должен четко давать ответ на следующие вопросы:

· Какие потребности на рынке призван удовлетворить товар или услуга?

· Какие основные преимущества имеет товар (услуга) перед продукцией конкурентов?

· Как долго товар может продержаться на рынке? И т.д.

В третьем разделе – рынок сбыта товаров – показана ниша предприятия на рынке, потенциальная емкость рынка, то есть общее количество товара предприятия, которое покупатели того или иного региона могут приобрести за определенный период (год, месяц – эта величина зависит от ряда факторов: климатических, географических, транспорта и т.д.).

Следует определить реальный объем продажи товара – это очень сложно, поэтому требуется проведение специального маркетингового исследования (нужен больший массив статистической информации, методов математического моделирования, нужно брать крупные фирмы).

Четвертый раздел – сведения о конкурентах – предназначен, главным образом, для банкиров и инвесторов, а также в нем предоставлена информация о конкурентах на рынке. Важно насколько продукция предприятия конкурентоспособна и какие имеет преимущества перед другими предприятиями.

Пятый раздел – план маркетинга – состоит из следующих разделов:

· схема реализации товара (через собственные фирменные магазины, оптовые организации, розничную сеть и др. каналы);

· ценообразование (порядок определения цен на товары);

· реклама (организация рекламы, ее средства на проведение);

· методы стимулирования продаж (расширение рынка сбыта, поиск новых форм привлечения покупателей);

· организация послепродажного сервиса;

· патентная чистота товаров фирмы при продаже их за рубежом;

· формирование общественного мнения о предприятии.

В шестом разделе рассматривается план производства:

· производственная мощность и ее изменение в перспективе;

· обеспечение предприятия сырьем, материалами и комплектующими;

· минимизирование объемов производства или поставок ресурсов.

Завершается раздел оценкой возможных издержек производства и их динамикой.

В седьмом разделе – организация предприятия – содержится структура предприятия, формы организации труда, порядок найма работников, возможность использования совместителей, форма и система оплаты труда, распределение прибыли.

Восьмой раздел – юридический план – разрабатывается для вновь создаваемых предприятий, здесь указывается форма собственности и правовой статус предприятия:

· частное;

· кооперативное или государственное предприятие;

· товарищество;

· совместное предприятие;

· акционерное общество (открытое, закрытое).

Для инвесторов, банкиров и своих партнеров в данном разделе следует обосновать выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия, ее преимущество перед другими.

Девятый раздел – риск и страхование – посвящен оценке прогнозированию и управлению разного рода рисками. Предприятие должно не только заранее предусмотреть все типы рисков, выявить их источники и моменты возникновения, но, главное, разработать мероприятия по предотвращению рисков и сокращению возможных потерь. Указать с каким страховыми компаниями планирует предприниматель заключить договор, типы приобретаемых страховых полисов и сумму страхования.

Девятый раздел – финансовый план – обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении. В мировой практике все расчеты выполняют в нескольких таблицах:

· прогноз объемов реализации и выручки;

· баланс денежных доходов и поступлений;

· таблица доходов, затрат, прибыли.

Основная задача баланса денежных расходов и поступлений состоит в том, чтобы обеспечить синхронность поступления и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность, тое есть постоянное наличие на банковском счете денежных средств, достаточных для расчета по обязательствам предприятия. Баланс также позволяет определить текущую потребность предприятия в инвестициях и кредитах, необходимых для нормальной производственной деятельности и поддержания ликвидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: