Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция 22. Сложноподчиненное предложение




План.

1. Понятие о сложноподчиненном предложении.

2. Средства связи в сложноподчиненном предложении.

3. Предложения расчлененной и нерасчлененной структуры.

4. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненное (СПП) предложение – это сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительной связью, то есть одна часть зависит от другой. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать, что оставаться в нем не хотелось.

Подчинительная связь выражается в наличии определенных формальных показателей – в подчинительных союзах и союзных словах, находящихся в составе придаточного.

Главное предложение определяет позицию придаточного и накладывает определенные ограничения на модальный и временной план придаточных и характер его целеустановки. Например, исключается употребление побудительной придаточной части.

По семантике главная часть обозначает основную ситуацию, а придаточная называет ситуацию, мотивирующую основную или поясняющую ее.

В отличие от ССП в сложноподчиненном нет подразделения на основные и дополнительные средства связи. Наряду с обязательными союзами и союзными словами могут выступать другие средства связи, такие как интонация, корреляты, опорные слова, отношение видо-временных форм, лексические элементы, параллелизм строения, неполнота одной из частей.

Многие союзы связаны с одним синтаксическим значением и употребляются только в определенных типах предложений. Например: если – в условных, ибо – в придаточных причины, хотя – в придаточных уступки.

Союзные слова – это местоимения и местоименные наречия, они могут соотноситься с коррелятами в главной части. Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.

Корреляты– это указательные местоимения (тот, этот, такой, таков), которые употребляются в главной части и свидетельствуют о ее незавершенности. Каков я прежде был, таков и ныне я. Помытый пол блестит опрятностью такою, что просто радость по нему ступить ногою.

Опорные слова (семантически неполные) – слова в главной части, которые нуждаются в распространении придаточной частью. Скажи, чтобы поставили пять. Узнает, кто пришел. Знаю я, что не цветут тат чащи.

Использование видо-временных форм определяет отношения одновременности или следования.

Модель СПП также может быть свободной или несвободной. По несвободной модели построены СПП, как

1) оформляемые местоименной группой что (ни) – то

Что ни пятница, то бал. Что ни город, то норов; что ни село, то обычай. По семантике это предложения тождества, нераздельного существования двух явлений.

2) временные предложения, оформляемые при помощи союзов «как», «чтобы»: [не успел…]…(как…); [не проходило…]…(чтобы…) Но я не прошел и улицы, как почувствовал, что не могу ходить. Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами захлопнулись ворота.




На семантику СПП может влиять соотношения модальных планов сказуемого. Особенно отчетливо это видно на примере СПП с придаточными условия. Сравните: Если ты придешь, ты увидишь Таню. Если бы ты пришел вовремя, ты увидел бы Таню. В первом случае выражается реальное условие, во втором – гипотетическое.

В качестве средств связи в СПП могут использоваться лексические элементы, иначе типизированные средства связи. К ним относятся:

1) эмоциональная лексика – слова, называющие какие-либо чувства люблю, рад, меня огорчило, раздражало. Эти слова вносят дополнительное причинное значение. Я рад, что ты успешно сдал экзамены. Меня раздражает (что?почему?), что ты упорно молчишь.

2) модальная лексика, выражающая значение причины, следствия, цели, желания, намерения. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил его чувства к ней. Придаточное определительное, осложнено значением цели.

3) антонимичная лексика вносит дополнительное значение сопоставления, а также добавочное значение уступки. Хороший учитель радуется самостоятельным мыслям ученика, которые плохому педагогу кажутся дерзкими. В предложении реализуется сопоставление плохой педагог/хороший.

К средствам связи в СПП также относится параллелизм структуры предикативных частей. Каков поп, таков приход. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.



К средствам связи в СПП относят и неполноту одной из предикативных частей. Мы попали в такой бурелом, что еле выбрались. Он сказал, что вернет книгу завтра.

Придаточная часть может распространять одно слово в главной части. Например, Вид, который открывается перед путешественниками, вышедшими на берег Байкала, остается в памяти на всю жизнь. Простой человек сам [знает], почем фунт лиха, и другого не подведет.

Придаточная часть может относиться ко всему главному. Когда я вижу освещенный снег, я имя ваше вспоминаю сразу.

На этом основании все СПП делятся на предложения нерасчлененной структуры, то есть предложения с присловной связью, и предложения с расчлененной структурой, то есть с приосновной связью.

В предложениях нерасчлененной структуры выделяются 2 подгруппы: (1) собственно присловные и (2)приместоименные. В приместоименных придаточная часть соотносится с местоимением в главной и наполняет его содержанием, так как местоимение обладает очень «широким по объему» значением. Например:

Я разбирал в досужий час всю родословную героя,

О ком затеял свой рассказ.

Предложение нерасчлененной структуры, с собственно присловной связью. Что с возу упало, то пропало. Предложение нерасчлененной структуры, приместоименные.

В предложениях с собственно присловными придаточными в главной части всегда в качестве средств связи используются опорные слова. Это имена существительные или субстантивированные прилагательные и причастия; глаголы, отглагольные существительные, СКС со значением речи, мысли, восприятия, чувства, а также формы сравнительной степени. Например: Выпадали совсем жаркие дни, какие бывают только летом. Знаюя, что не цветут там чащи. Мы лучше, чем все думали.

В предложениях расчлененный структуры в главной части нет опорного компонента, поэтому придаточная часть присоединяется ко всей главной в целом. При такой структуре главным средством связи являются союзы. Придаточные части в большинстве предложений расчлененной структуры могут легко менять свою позицию. Только придаточные следствия относятся к негибким структурам.

Предложения расчлененной и нерасчлененной структуры различаются по семантике. Предложения расчлененной структуры выражают определительные и объектные отношения. Это придаточные определительные, местоименно-соотносительные, изъяснительные, сравнительно-объектные.

Предложения расчлененной структуры выражают различного рода обстоятельственные значения: временные, причины, условия, цели, уступки, сравнения, места, а также подчинительно-присоединительные.





Дата добавления: 2014-01-28; просмотров: 3857; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8844 - | 7194 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.136.184 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.