Эластичность спроса по цене

Задание 5

Задание 4

Задание 3

Задание 2

Задание 1

Упражнение 5

Подбор высоты

Для подбора высоты строки по наибольшему содержимому какой-либо ячейки достаточно дважды щелкнуть по нижней границе этой строки между заголовками строк. Например, для того чтобы подобрать высоту строки 1, следует дважды щелкнуть по границе между строками 1 и 2 (см. рис. 5.23). Подбор высоты можно произвести и сразу для нескольких строк (не обязательно смежных). Для этого их необходимо выделить, а затем дважды щелкнуть по нижней границе любой выделенной строки.

Можно также выделить столбец или столбцы, для которых необходимо подобрать ширину, в группе Ячейки вкладки Главная щелкнуть по стрелке кнопки Формат и выбрать команду Ширина столбца (см. рис. 5.21).

Запустите Microsoft Excel 2007.

  1. Откройте файл exercise_05_1.xlsx.
  2. Перейдите к листу Лист 1.
  3. Создайте таблицу для следующих товаров:
  4. Твикс: 1-й квартал – 56; 2-й квартал – 50.
  5. Марс: 1-й квартал – 34; 2-й квартал – 38.
  6. Сникерс: 1-й квартал – 16; 2-й квартал – 19.
  7. Перейдите к листу Лист 2.
  8. Создайте таблицу в виде списка для следующих товаров:
  9. Твикс: 1-й квартал – 56; 2-й квартал – 50.
  10. Марс: 1-й квартал – 34; 2-й квартал – 38.
  11. Сникерс: 1-й квартал – 16; 2-й квартал – 19.
  1. Перейдите к листу Лист 3.
  2. Переместите перетаскиванием ячейки А21:А23 на место ячеек В2:В4.
  3. Скопируйте перетаскиванием ячейки В5:В7 на место ячеек В12:В14.
  4. С использованием буфера обмена скопируйте ячейку С7 на место ячейки С12.
  5. С использованием автозаполнения скопируйте ячейку А2 на ячейки А3:А14.
  6. Ячейки А2:D4 с использованием буфера обмена скопируйте и добавьте в начало таблицы на листе Лист 4 так, чтобы имеющиеся ячейки сдвинулись вниз.
  7. Перейдите к листу Лист 5.
  8. С использованием специальной вставки скопируйте только значения ячеек А1:Е4 на ячейки А1:Е4 листа Лист 6.
  1. Перейдите к листу Лист 7.
  2. Вставьте один пустой столбец между столбцами Затраты и Менеджер.
  3. Вставьте две пустых строки выше строки Итого.
  4. Перейдите к листу Лист 8.
  5. Удалите столбцы В (Поступление) и G (Реализация).
  6. Удалите строку 2 (Сливочный).

Откройте файл exercise_05_2.xlsx.

  1. Вставьте новый чистый лист. Присвойте листу имя Март.
  2. Переместите лист Март между листами Февраль и Апрель.
  3. Создайте копию листа Январь. Присвойте листу имя Июнь.
  4. Удалите лист Апрель.
  5. Скопируйте лист Февраль в книгу exercise_05_1.xlsx.
  1. Откройте файл exercise_05_3.xlsx.
  2. Перейдите к листу Июль.
  3. Увеличьте ширину столбца А (Товар) примерно в 2 раза.
  4. Уменьшите ширину столбца С (Поставщик) примерно в 3 раза.
  5. Увеличьте высоту строки 1 (Товар) примерно в 3 раза.
  6. Уменьшите высоту строки 13 (Итого) примерно в 2 раза.
  7. Перейдите к листу Август.
  8. Для столбца А (Товар) установите ширину 25 символов.
  9. Для столбца С (Поставщик) установите автоподбор ширины.
  10. Для строки 1 (Товар) установите высоту 40 пт.
  11. Для строки 20 (Итого) установите автоподбор высоты.
  12. Перейдите к листу Сентябрь.
  13. Для всех столбцов установите ширину по умолчанию 12 символов.

Сохраните файл exercise_05_1 под именем Lesson_05_1. Сохраните файл exercise_05_2 под именем Lesson_05_2. Сохраните файл exercise_05_3 под именем Lesson_05_3.Закройте Microsoft Excel 2007.

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. В математике эластичность – это отношение относительного прироста функции (зависимой переменной) к относительному приросту аргумента (независимой переменной). В экономической теории эластичность показывает способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям.

По-разному могут реагировать на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменение дохода потребителей и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволит прогнозировать реакцию рынка в целом.

Эластичность – характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Наш анализ начнем со спроса и прежде всего с его реакции на изменение цены на товар.

Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand) показывает процентное (относительное) изменение объёма спроса на товар в результате однопроцентного (относительного) изменения его цены:

Ер = %Q/ %P, (3)

где % Q - изменение объема спроса в процентах;

% P - изменение цены в процентах.

Величина коэффициента эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, потому что закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Исключение составляет товар Гиффена, для которого эластичность спроса по цене положительна. Иногда экономисты говорят об абсолютных значениях коэффициентов эластичности спроса по цене. Использование абсолютных значений игнорирует знак «минус» и предполагает, что те, кто используют такие оценки понимают, что коэффициенты эластичности спроса по цене в действительности отрицательны.

По способу расчета различают точечную (point elasticity) и дуговую (arc elasticity) эластичность.

При малых изменениях цены и объема спроса используют точечную эластичность:

Ер = (dQ/dP) * (P/Q), (4)

где (dQ/dP)- первая производная функции спроса,

Р - первоначальная цена,

Q – первоначальный объем спроса.

При относительно больших изменениях цены и объема спроса целесообразно использовать дуговую эластичность:

Ер = ((Q1 – Q0)/(Q1 + Q0): ((P1 – P0)/(P1 + P0)), (5)

где P0 и P1 – прежняя и новая цены за единицу товаров;

Q0 и Q1 – прежний и новый объемы спроса.

Различают следующие формы эластичности:

эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает. Спрос эластичен на товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами. При данном виде эластичности величина коэффициента превышает единицу (Eр > 1).

Примером эластичного спроса может служить спрос на предме­ты роскоши: драгоценности, меха, черную икру и др. Это же харак­терно для достаточно дорогих предметов потребления, таких как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры.

неэластичный спрос, если вслед за изменением цены происходит несущественное изменение продаж. Спрос неэластичен на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами.

При неэластичном спросе величина коэффициента не превышает единицу (Eр< 1). Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, поездки на общественном транспорте и пр.

единичная эластичность, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема, в данном случае величина коэффициента равна единице (Eр = 1). Этот случай интересен тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов на рынке.

абсолютно эластичный спрос, когда ценовая эластичность спроса является бесконечно большой величиной (Eр =). Это случается, когда имеется единственная цена, по которой покупается товар в неограниченном количестве.

абсолютно неэластичный спрос, когда ценовая эластичность спроса равна нулю (Ер = 0). В этом случае изменение цены не влияет на объем спроса.

Давая графическую интерпретацию эластичности спроса по цене, обратим внимание на то, чем больше коэффициент эластичности, тем более пологой будет кривая спро­са, а чем он меньше, тем круче падает кривая.

В случае абсолютно эластичного спроса это горизонтальная кривая спроса: потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В случае абсолют­но неэластичного спроса они же покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, а кривая представлена вертикальной прямой.

Примером спроса, приближающегося к абсолютно неэластич­ному, может служить ситуация с некоторыми медикаментами. Так, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него чело­век погибает, а при правильном приеме может десятилетиями жить в относительном здравии). Неэластичность спроса на наркотики эксплуатирует в своих целях преступный наркобизнес. Абсолютно эластичный спрос характерен для самой разнообразной продукции фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции.

О том, эластичен или неэластичен спрос на товар по цене, можно судить по показателю общей выручки фирмы, т.е. по денежным поступлениям, а с точки зрения потребителей – по совокупным доходам. Зависимость между эластичностью и величиной выручки является ключевой во многих сферах экономической жизни. Общая выручка равна цене, умноженной на объем.

(6)

Выясним, как общая выручка зависит от эластичности спроса по цене.

Если спрос на товар эластичен по цене, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены на единицу блага обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены. Иначе говоря, при эластичном спросе цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях: P¯-TR­ и P­-TR¯.

Если спрос на товар неэластичен по цене, то понижение цены вызовет сокращение общей выручки, так как увеличение продаж окажется недостаточным, чтобы компенсировать уменьшение выручки, произошедшее в результате снижения цены на единицу продукции. Другими словами, при неэластичном спросе цена и общая выручка изменяются в одном направлении: P¯-TR¯ и P­-TR­.

При единичной эластичности изменение цен не влияет на общую выручку продавцов.

Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:

от наличия товаров, заменяющих данный товар в потреблении. Чем больше заменителей имеет данный товар, тем эластичнее спрос по цене на этот товар. Отсутствие товаров-заменителей предопределяет совершенную неэластичность (например, спрос на поваренную соль).

от степени агрегирования товара. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем неэластичнее спрос. Так, у агрегированной группы товаров «сливочное масло» заменителей мало, например маргарин. В группе «сливочное масло» представлены разные виды отечественного и импортного масла, т.е. существует много заменителей. Поэтому спрос на сливочное масло «Доярушка» более эластичен по цене, чем спрос на «сливочное масло»;

от рассматриваемого периода времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном периоде;

от доли расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

от степени необходимости данного товара. Эластичность спроса ниже всего по тем товарам, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными (одни потребители при повышении цен на сигареты откажутся от курения, другие – нет).

от разнообразия возможностей использовать данный товар. Чем больше направлений использования товара у покупателя, тем эластичнее спрос (спрос на миксеры, эластичнее, чем на кофемолку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: