И полномочия

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную

власть РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную нор

му не следует толковать ограничительно. Правительство РФ

высший, но не единственный орган в России, осуществляющий

исполнительную власть. Одной из основных особенностей ис

полнительной власти является то, что она осуществляется систе

мой органов, причем находящихся в иерархической зависимости.

Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ,

безусловно, принадлежит Правительству РФ. Отправные поло

жения статуса Правительства содержит гл. 6 Конституции РФ,

а более детально этот статус закреплен в Федеральном конститу

ционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2ФКЗ «О Правительстве

Российской Федерации».

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства РФ;

2) заместители Председателя Правительства РФ;

3) федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит

Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ Пре0

зидент назначает с согласия Государственной Думы. Дальнейшее

формирование Правительства РФ осуществляется также Прези

дентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Пра

вительства РФ. В течение недели после назначения Председа

тель Правительства РФ представляет Президенту РФ пред

ложения о структуре федеральных органов исполнительной

власти, а после ее утверждения — конкретные кандидатуры на

должности членов Правительства (в формировании персональ

ного состава Правительства Президент РФ какимлибо сроком

не связан). Освобождение от должности Председателя и членов

Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ по

личному заявлению об отставке, в случаях выражения недоверия

Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии

при постановке вопроса о доверии Председателем Правительст

ва РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий

(в том числе и по собственному усмотрению главы государства).

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ

одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ, при

этом по поручению Президента РФ Правительство РФ продол

жает функционировать до формирования нового Правительст

ва, а исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ

Президент РФ вправе поручить одному из заместителей Предсе

дателя Правительства на срок до 2 месяцев. Такая непрерыв

ность и преемственность в функционировании исполнительной

власти необходима, поскольку, будучи органом общей компе

тенции и обладая достаточно широкими полномочиями (закреп

ленными в виде открытого перечня в ст. 114 Конституции РФ

и в гл. 3 Закона «О Правительстве…»), именно Правительство РФ

осуществляет государственное управление во всех основных

сферах жизни общества — в сфере экономики, бюджетной, фи

нансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфе

ре, в сферах науки, культуры, образования, природопользова

ния и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав

и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечения оборо

ны и государственной безопасности, внешней политики и меж

дународных отношений и др.

Смешанный порядок формирования Правительства РФ

(участие Государственной Думы в процедуре назначения Предсе

дателя Правительства РФ) корреспондирует к двойной ответст

венности Правительства РФ. Правительство ответственно в пер

вую очередь перед Президентом РФ. Перед вновь избранным

Президентом оно слагает свои полномочия. Глава государства

в любое время может отправить Правительство в отставку (опре

деленного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но

очевидно, что он не может превышать срока полномочий Прези

дента РФ; при этом ограничений по количеству переназначений

одного и того же лица членом Правительства не установлено). Но

и Государственная Дума по своей инициативе вправе выразить

вотум недоверия Правительству, который может привести к его

отставке. Однако в любом случае окончательное решение об

отставке Правительства принимает Президент РФ, который мо

жет и не согласиться с выраженным Думой недоверием (более

того, повторное выражение вотума недоверия в течение 3 месяцев

может привести к роспуску Государственной Думы). Персональ

ный состав Правительства РФ формируется без участия Госу

дарственной Думы, поэтому ответственность отдельных членов

Правительства перед парламентом не предусмотрена.

Правительство является высшим органом исполнительной

власти в РФ, но основной объем повседневной, текущей работы

по государственному управлению в различных сферах жизни об

щества выполняется федеральными органами исполнительной

власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О систе

ме и структуре федеральных органов исполнительной власти»

проведена достаточно серьезная реформа системы исполнитель

ной власти в России. Указ закрепляет три вида федеральных орга0

нов исполнительной власти: федеральное министерство (орган,

осуществляющий функции по выработке государственной поли

тики и нормативноправовому регулированию в определенной

сфере деятельности), федеральную службу (орган, осуществляю

щий функции по контролю и надзору в определенной сфере дея

тельности, а также специальные функции в области обороны,

государственной безопасности, защиты и охраны Государс

твенной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной

безопасности) и федеральное агентство (орган, осуществляющий

в определенной сфере деятельности функции по оказанию госу

дарственных услуг, по управлению государственным имущест

вом и правоприменительные функции). При этом федеральные

службы и федеральные агентства находятся в ведении федераль

ных министерств, которые осуществляют координацию и конт

роль их деятельности. Членами Правительства РФ являются

руководители не всех федеральных органов исполнительной

власти, а только министры и должностные лица в ранге минист

ра. Ранг министра могут иметь как руководители отдельных

федеральных служб и федеральных агентств (например, дирек

тор ФСБ России), так и должностные лица, не осуществляющие

непосредственного руководства никакими ведомствами (так на

зываемые министры без портфеля), — Полномочный представи

тель РФ при Европейском Союзе, Полномочный представитель

Правительства РФ в Государственной Думе, руководитель Аппа

рата Правительства РФ и др.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федераль0

ными органами исполнительной власти, за исключением феде

ральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами

обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, пре

дотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последст

вий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь коорди

нирует деятельность указанных министерств и ведомств). Наря

ду с оптимизацией системы и структуры федеральных органов

исполнительной власти административная реформа предпола

гает последовательное освобождение этих органов от излишних

и дублирующих функций, посредством передачи этих функций

негосударственным структурам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: