Судебной власти в РФ

Понятие, признаки и функции

В Российской Федерации

ЛЕКЦИЯ №7. Судебная власть

Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ

относит судебную власть к самостоятельной ветви государствен

ной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви госу

дарственной власти, она обладает рядом специфических черт,

одной из которых является то, что именно судебная власть

в правовых формах может разрешать споры о компетенции меж

ду органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (осо

бый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную

власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществ0

ляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не мо

жет быть иных (как государственных, так и негосударственных)

органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудеб

ные органы (Судебная палата по информационным спорам, су

ды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды,

спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудия не

отправляют. Запрещает Конституция РФ (в отличие от основных

законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных

судов. При этом Конституция РФ и другие законы часто упо

требляют общий термин «суд», под которым понимается судеб

ный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ

и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосу

дие в соответствии с установленным законом порядком.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный)

суд субъекта РФ;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд,

верховный суд республики, краевой, областной, окружной

суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окруж

ной, Высший Арбитражный Суд РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном консти

туционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

Если Российская Федерация признает юрисдикцию какоголибо

международного судебного органа (в частности, Европейского су

да по правам человека), то его решения являются обязательными

для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть

осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства. При этом

административное судопроизводство организационно оформле

но не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет

самостоятельной подсистемы административных судов (их со

здание — вопрос осуществляющейся судебной реформы),

и административные споры (дела из административных правоот

ношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитраж

ные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные

административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной властей но

сителем судебной власти является не какойлибо судебный орган,

а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья

единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство предусматривает достаточно высокие тре

бования к носителям судейской мантии (по сравнению с тре

бованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или долж

ность в системе исполнительной власти). Общие конституцион

ные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г.

№ 3132I «О статусе судей в Российской Федерации». Правосу

дие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного

органа осуществляется на основе общих конституционных прин0

ципов, развитых в специальном и процессуальном законода

тельствах:

1) равенства всех перед законом и судом (суды не отдают пред

почтения какимлибо органам, лицам, сторонам судебного

процесса по признакам их государственной, социальной, по

ловой, расовой, национальной, языковой или политической

принадлежности, в зависимости от происхождения, имущест

венного и должностного положения, места жительства, места

рождения, отношения к религии, убеждений, принадлеж

ности к общественным объединениям и т. п.);

2) открытости, гласности, публичности судебного процесса

(данный принцип не означает абсолютного запрета на прове

дение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных за

коном случаях, связанных, в частности, с рассмотрением

вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усы

новления, интимных отношений сторон и иного, могут про

водиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор)

суда в любом случае оглашается публично);

3) очности судебного разбирательства (по общему правилу

участники процесса должны присутствовать в зале судебного

заседания, суд и участники процесса должны иметь возмож

ность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д.

Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так

и в гражданском процессе, но только в качестве исключения

в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обя

зательном условии, что такое разбирательство не будет пре

пятствовать установлению истины);

4) доступности языка судопроизводства (общим правилом яв

ляется ведение судопроизводства и делопроизводства в судах

на государственном языке РФ или республики в составе РФ,

однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владе

ющим языком судопроизводства, обеспечивается право выс

тупать и давать объяснения на родном языке либо на любом

свободно избранном языке, а также пользоваться услугами

переводчика);

5) состязательности и равноправия сторон (стороны в судеб

ном процессе — истец и ответчик, обвинитель и обвиняе

мый — обладают абсолютно равными процессуальными

правами и возможностями обосновывать свою позицию и оп

ровергать позицию другой стороны; преодоление обвини

тельного уклона в уголовном процессе — одна из задач осу

ществляемой в России судебной реформы);

6) сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправле 

нии правосудия. От имени государства осуществлять право

судие может как судья единолично (наиболее широко это

применяется в гражданском судопроизводстве, а в конститу

ционном, например, судопроизводстве единоличное рассмот

рение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия

(судебный состав), которая может быть различной по составу;

7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие

возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных

заседателей).

Помимо общих принципов правосудия, имеют место прин

ципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, на

пример презумпции невиновности, запрет повторного осуждения

за одно и то же преступление (только в уголовном судопроиз

водстве), возможности обжалования и пересмотра судебных ре

шений (не применяется в конституционном судопроизводстве),

возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия

(реализуется поразному вследствие судебной ошибки, допу

щенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др.

Принципы правосудия непосредственно связаны с конституци

онными гарантиями судебной защиты нарушенных прав,

являющимися составляющей конституционноправового ста

туса личности.

2. Судебные органы РФ: порядок формирования,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: