Подвижной состав на автомобильных дорогах

Современная автомобильная дорога рассчитана на преимущественный пропуск основного вида транспортных средств—автомобилей. Гусеничные машины, разрушающие дорожную одежду, и конные повозки, процент которых в современном составе движения в большинстве стран ничтожен, должны следовать по параллельным грунтовым дорогам или по специально устраиваемым тракторным путям. Поэтому основными видами подвижного состава автомобильных дорог являются различные типы автомобилей — автобусы, легковые и грузовые автомобили, автопоезда. В сельскохозяйственных районах на дорогах возможно движение тракторных поездов с несколькими прицепами. Допускается проезд мотоциклов и сельскохозяйственных машин на резиновых шинах.

Как и любое инженерное сооружение, дорога может обеспечивать пропуск только тех нагрузок и в том количестве, на которые она рассчитана при проектировании. Между тем прогресс в автомобилестроении приводит к непрерывному совершенствованию и изменению типов автомобилей, модели которых меняются на каждом заводе через несколько лет. Существует устойчивая тенденция к увеличению грузоподъемности автомобилей и к более широкому использованию автопоездов.

Каждая дорога служит десятки лет и поэтому невозможно заранее точно предугадать параметры автомобилей, которые будут по ней ездить в будущем. Экономически нецелесообразно в то же время строить дороги с избыточным запасом прочности, рассчитанным на многие годы вперед. Поэтому разрабатывают стандарты на габариты автомобилей и нагрузки от них, которые обязана соблюдать автомобильная промышленность и к которым приспосабливают нормы на элементы автомобильных дорог. Требования к габаритным размерам автомобилей ограничивают их высоту 4 м, а ширину 2,5 м (рис. 1). Требования к нагрузкам на дорогу в России пока не стандартизированы. Дорожные организации проектируют дороги с интенсивным движением на автомобили с нагрузкой на одиночную ось 100 кН, а при двух спаренных осях—180 кН (автомобили труппы А), остальные дороги—соответственно на 60 и 100 кН {автомобили группы Б). Это создает затруднения при организации

Рис. 1. Предельные габаритные размеры автомобилей и автопоездов

допускаемых к движению на дорогах: а, б — грузовой автомобиль; в — двухосный седельный тягач с полуприцепом; г — трехосный тягач с двухосным прицепом; д — трехосный тягач с двумя двухосными прицепами.

Ограничение габаритов подвижного состава автомобильных дорог не решает проблему выбора автомобиля, на который должны быть рассчитаны элементы дорог. В формулы для определения элементов плана и профиля, автомобильных дорог входит ряд характеристик, меняющихся у автомобилей в широких пределах. К их числу относятся, например, динамические качества автомобилей, положение глаз водителя по отношению к уровню проезжей части и ее кромке и др. Это создает затруднения при оценке степени удовлетворения дорогами требований автомобильного движения, так как неизвестно, на какой тип автомобиля необходимо ориентироваться при оценке транспортных качеств дороги. В настоящее время расчеты обеспечиваемых дорогой скоростей движения обычно ведут на наиболее совершенные и распространенные автомобили массового производства—легковой автомобиль класса “Волга” и грузовой автомобиль типа ЗИЛ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: