Фазы взрослости:
1. Ранняя взрослость – это молодость до 30
2. Средняя взрослость – это период Акме – это период высших личных достижений личности (30 – 55-60лет)
3. Поздняя взрослость – это старение и старость от 55-60 лет
Виды взрослости:
1. Биологическая взрослость определяется способностью деторождения
2. Психологическая взрослость
Критериями являются:
ü Личностная идентичность
ü Уровень развития высших психических функций
3. Социальная взрослость
Критериями являются:
ü экономическая независимость
ü статус в обществе
ü образ жизни и его соответствие нормам общества
Периоды молодости и ранней взрослости:
1. Молодость
Особенности социальной ситуации:
1) главная часть жизни любовь и семья 24года критический возраст.
2) Освоение родительских ролей
Роль матери и ее особенности:
Ø Противоречивость – женщины начинают себя вести как мать, как по отношению к детям, так и к супругу
Ø Повышенная ответственность, требующая высокого уровня работоспособности, терпения и терпимости
|
|
Ø Переживание возможности понимать другого человека и свои способности воздействовать на него
Роль отца и его особенности:
Ø Отец воспринимается как помощник матери
Ø Является основной моделью «правильной жизнью»
Ø Мужчина рассматривается как кормилец, т.е. источник материальных благ
Проблемы освоение роли отца:
1. Проблема простой цели – кормить, поить
2. Ожидаемое долженствование, отец ждет, что дети и жена его должны любить и уважать
3. Проблема нормальности – все как у людей
4. Правота силы – это когда мужчины считает, что являются силовые превосходства
5. Проблема возраста – ориентация на возраст как критерий зрелости человека
6. Проблема подарка – это когда мужчина считает, что недолжен, проявлять душевно.
7. Потребительство – что семья это где можно расслабиться
8. Превосходство пола – мужчина, который изначально считает, что раз он мужчина, то он лучше, умнее
9. Ревность к детям – это когда мужчина думает, что его жена больше не любит
10. Отказ от неизвестных способов решений жизненных задач, когда мужчина ригидный (негибкий)
Психологическое содержание роли отца:
1. Заключается в том, что должен строить отношение с членами семьи на основе разумного представления о цели и смысле семейных отношений и распределение семейных ролей. Связи с этим должен быть компетентен в психологии, иметь конкретные организационные и коммуникативные умения
Кризисы:
ü 3-6 лет
ü 18-25 лет
3) Овладение выбранной профессии
Центральные возрастные новообразование – это семейные отношения и профессиональная компетентность
|
|
Психологическая особенность: главная – это переживание кризиса (кризис 30 лет), часто называют «Кризис смысла жизни». Причина: недостаточная реализованность жизненных замыслов
2. Зрелость
Социальная ситуация и ее особенности:
ü Высокая профессиональная продуктивность самореализация семейной и профессиональной жизни
ü Происходит коррекция жизненного замысла (иногда сопровождается кризисом 40 лет)
ü Изменение отношений в семье
a) Взрослые и дети не требуют заботы
b) Женщина эмансипируется
c) Изменение содержание семейных ролей. Мать должна контролировать свое материнское чувство. Необходимо изменять отношение к супругу. Изменение роли отца.
В этом возрасте реализуются типы ролей отца:
ü Отец – друг
ü Отец – судья
ü Кормилец
ü Психотерапевт (советует, одобряет)
ü Отец «нет дома»
ü Расширение дружеских отношений вне семьи
3. Поздняя взрослость – старение и старость
Особенности социальной ситуации:
ü Постепенное снижение постоянных профессиональных возможностей (сопровождается переживанием кризиса)
ü Взрослые и дети образуют собственные семьи и отделяются
ü Изменение временной перспективы, человек понимает, что ему осталось мало жить
Психологические особенности поздней зрелости:
ü Выраженное интеллектуальное снижение
ü Осознание времени: субъективное ускорение течение времени
ü Нарушение соотношения психологического и хронологического возраста – это отставание
ü Опережение психологическим хронологического возраста
ü Адекватность хронологического возраста
ü Критерии зрелости личности по Алжирису:
Ø Активность – пассивность
Ø Зависимость – независимость
Ø Уровень развития произвольной регуляции поведения
Ø Устойчивость и глубина интересов
Ø Долгосрочная перспектива жизни
Ø Способность выстраивать с окружающими разные типы отношений: партнёрские, подчинённые и отношение превосходства
Ø Уровень развития рефлексии и самосознания
26.10.12
Лекция 8