Профессионально важные качества педагога

Функции преподавателя:

ü Обучающая

ü Воспитательная

ü Организаторская

ü Исследовательская

Компоненты структуры педагогических способностей:

ü Организаторский

ü Коммуникативный

ü Гностический

ü Проектировочный

ü Конструктивный

Гностический компонент:

Ø Система знаний и умений преподавателя, и определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность

Ø Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний


Общекультурные знания:

Ø Знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах;

Ø Наличие содержательных увлечений и хобби

Специальные знания:

Ø Знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания

Конструктивные или проектировочные способности:

ü Мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее стратегическую направленность педагогической деятельности

ü Умение ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студента;

ü Учитывать места курса в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п.

Склонность к профессиям «человек-человек»

ü Устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении

ü Способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроение других

ü Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей

ü Способность хорошо понимать, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Качества человека, работающего с людьми

ü Умение руководить, учить, воспитывать

ü Умения слушать и выслушивать

ü Широкий кругозор

ü Речевая (коммуникативная) культура

ü Наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека

ü Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше

ü Способность сопереживания

ü Решение не стандартных ситуаций высокая степень саморегуляции

Специфические требования педагогической профессии

ü Профессиональная компетентность

ü Дидактическая культура


Факторы педагогической деятельности (П.Ф. Каптерев)

ü Объективные: знания предмета, степень научной подготовки, широкое образование, знакомство с методологией предмета, общими дидактическими принципами, знания свойства детской натуры

ü Субъективные факторы: преподавательское искусство, личный педагогический талант и творчество

Важнейшая личностная и профессиональная черта учителя

ü Склонность человека работать и общаться с детьми, любовь к детям В.А. Крутецкий

ü Желание самосовершенствование, саморазвитие Е.Д. Ушинский

Н.В. Кузьмина: структура субъективных факторов:

1. Тип направленности

2. Уровень способностей

3. Компетентность, в которую входят:

Ø Специально педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутпсихологическаякомпетентность

Аутпсихологическая компетентность

Ø Способности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события

Группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)

ü Проектировочно-гностические способности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление

ü Рефлексивно-перцептивные способности: педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность

Структура субъекта свойств педагога (А.К. Маркова)

ü Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания

ü Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности

Система педагогических способностей В.А. Крутецкий

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль

2. Академические способности к предмету

3. Перцептивные способность понимать воспринимать ученика

4. Речевые – умение четко выражать свои мысли

5. Организаторские способности

6. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умения на этой основе добиваться у них авторитета

7. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности), предвидении последствий своих действий, проектировании личности учащихся

9. Способность к распределениювнимания одновременно между несколькими видами деятельности

Типы направленности педагога Н.В. Кузьмина

1. Истинно педагогическая

2. Формально педагогическая

3. Ложно педагогическая направленность

Типы учителей Л. Фестингер

ü С ориентацией на «развитие»

ü С ориентацией на «результативность»

23.11.12

Лекция 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: