Формирование политических партий и организаций на рубеже веков

В течение более 70 лет советская историография основной упор делала на изучение левого спектра в политической палитре России начала XX века и, особенно, в изучении истории РСДРП. Крупным обобщающим трудом по истории политических партий России в советской историографии является

коллективная монография “Непролетарские партии России. Урок истории” (М., 1984). В соответствии с принятой классификацией, партии разделены на три основные группы: помещичьи, буржуазные и мелкобуржуазные. Национальные партии, в зависимости от их политической ориентации, выделены в отдельную группу.

В последнее 20-летие были преодолены стереотипы, когда история российской многопартийности сводилась к борьбе КПСС с “помещичьими, буржуазными и мелкобуржуазными партиями”и основном преодолена “краткокурсовая” методология, включавшая в себя трактовку истории политических партий исключительно с позиции исторической правоты большевизма; В научный оборот был введен огромный комплекс документов, позволяющих осветить различные стороны деятельности крупнейших российских партий, опубликованы научные монографии по отдельным партиям, движениям и политическим лидерам, издана энциклопедия Политические партии России (конец XIX – первая треть XX века.) М., 1996.

и обобщающие труды. “История политических партий России” (под. ред. А.И. Зевелева, М., 1994) и “Политические партии России: История и современность” (под ред. А.И. Зевелева, Ю.П. Свириденко, В.В. Шелохаева. М., 2000)

.Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993,

Программы политических партий России. (Конец XIX – начало XX века.) М., 1995.

Самодержавие и политические партии в России. Вып. 1-2., М., 1995-1996.

Незавершенность социального структурирования общества и мощные традиции духовности, интереса и даже преклонения перед печатным словом способствовали тому, что политические партии создавались не столько на основе социальных интересов, сколько идей, причем эти идеи чаще всего были заимствованы на Западе. Российские партии, таким образом, складывались не столько на основе различных социальных общностей, сколько насаждались интеллигенцией. В условиях незавершенности классообразования и отсутствия представительных учреждений интеллигенция брала на себя роль выразителя интересов различных социальных групп, создавала и «обслуживала» практически все партии, действуя в партийном строительстве подобно катализатору. Она как бы компенсировала отсутствие мощной, политически консолидированной буржуазии. Активную, до сих пор недооцененную роль в создании партий играло и дворянство, а также земские и иные общественные структуры. На Западе большинство партий создавалось из парламентских фракций или во всяком случае в связи с выборами в представительные органы власти. В самодержавной России многие, в том числе и относительно массовые, партии, возникли еще до создания Думы (например, Бунд в 1904 г., по оценкам своих руководителей, насчитывал от 23 до 30 тыс. человек, РСДРП к лету 1905 г. — 26,5 тыс. членов).
Уникален был сам порядок образования партий в России. Прародителем российских политических партий выступала «Народная воля» (1879— 1882). Однако первыми в стране появились национальные партии, причем почти все они в той или иной мере использовали социалистическую идеологию: Гнчак (1887 г.), Дашнакцутюн (1890 г.), Социал-демократия Королевства Польского (1893 г.), Литвы (1896 г.), Бунд (1897 г.) и др. Несоциалистические национальные партии возникли несколько позднее — в начале XX века. (Исключение составляла, в частности, Польская национально-демократическая партия, образовавшаяся в 1897 г., а ее основа — Польская лига возникла еще в 1887 году.) Опережающему созданию подобных партий способствовали начало кризиса империи, рост национального самосознания (особенно заметный на фоне незавершенности формирования классов и классовой самоидентификации), а также наличие в составе России народов с относительно высокой культурой и мощными заграничными диаспорами.
На рубеже веков образовались собственно российские социалистические партии: РСДРП (1898—1903 гг.) и партия социалистов-революционеров (1901—1902 гг.) Возникновение нелегальных политических течений и организаций в ряде случаев начиналось с отпадения их будущих членов, групп интеллигентов от социал-демократии. Окончательно отколовшиеся от РСДРП «легальные марксисты» сыграли важную роль в создании в 1902 г. либеральной группы «Освобождение», во главе которой встал Струве.
В 1899 г. возник кружок «Беседа», а в 1903 г. — гораздо более влиятельные либеральные организации: Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов. Организационное оформление либералов, по их собственному признанию, подталкивал рост революционного движения, опасение того, что «в самый важный и критический момент» их могут потеснить другие элементы, «более крайние и решительные» [22]. В свою очередь, в ответ на активизацию либералов в 1900 г. возникла традиционалистско-монархическая организация (поначалу культурно-просветительского толка) Русское собрание. Рост революционного движения привел к образованию в 1901 г. первых зубатовских рабочих организаций — «Общества взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве» и «Еврейской независимой рабочей партии», рассматривавшейся как противовес Бунду.
В 1902 г. под руководством зубатовских организаций в Москве состоялась монархическая манифестация рабочих, в которой приняли участие 50 тыс. человек. В 1903 г. возникло гапоновское общество фабричных и заводских рабочих (порождение зубатовщины, но уже без Зубатова), которое к концу следующего года насчитывало до 20 тыс. членов и являлось самой массовой и мощной организацией Санкт-Петербурга. Рядом с ней сила нелегальных социал-демократической и иных революционных партий, по словам меньшевиков, «казалась почти ничтожной». Примечательно, что попытки социал-демократов организовать демонстрации в обеих столицах в ноябре — декабре 1904 г. провалились, а по призыву Гапона на улицы Петербурга 9 января 1905 г. вышло 150 тыс. человек, что застигло социал-демократов врасплох [23].
Таким образом, в начале XX в. организационно оформляются основные политические течения. При этом в ходе «утробного», скрытого формирования партийной системы явное преимущество получают партийно организованные социалисты и «националы». Образование либеральных и традиционалистско-монархических партий относится лишь к 1905—1906 годам. Такой «задержке» способствовали прежде всего относительная слабость, политическая пассивность российской буржуазии и существовавший политический режим, не допускавший легальных партий.
Относительная слабость либералов, то есть партийного центра (точнее, левого центра) и наличие мощных (к тому же непримиримо враждебных друг другу и либералам) флангов, представленных социалистическими и традиционалистско-монархическими партиями, составили особенность партийной системы России.

Само появление и деятельность партий отражали прежде всего нараставший конфликт между модернизацией и традиционализмом, наложившийся на глубокий социокультурный раскол «низов», и «верхов» общества и обостренный искусственным торможением социально-политического реформирования страны, резким ростом общественных ожиданий и массового движения в середине 90-х годов XIX века.
Проявлявшиеся в пореформенное время кризисные явления в православии способствовали «высвобождению» некоторого идейного пространства, которое и заполнялось постепенно различными идеологиями, в особенности социалистическими. Этому способствовали болезненность, конфликтность общественно-политического развития, рост социальной напряженности, оппозиционных и революционных настроений в обществе к началу XX века. Социалистические идеи, несмотря на свое «западное» происхождение, оказались близки некоторым духовным традициям, русскому национальному характеру своим радикальным, бескомпромиссным и коллективистским духом, стремлением к абсолютной справедливости, равенству, а в целом — известным сходством с евангельским христианством. «В особенности социализм служил, той колыбелью, в которой пестовалась наша политическая мысль», - подчеркивал кадет А.С. Изгоев. «Русский марксизм исполнил ту задачу, которая везде в других странах выпадает на долю либерализма», — делал вывод известный «легальный марксист», а затем либерал (кадет) П. Б. Струве.
Распространение либеральных идей затруднялось из-за относительной
слабости и аполитичности потенциально важнейшего их носителя — буржуазии, а отчасти и в силу политики властей. До 1895 г. правительство не обращало внимания на социал-демократическое движение. Да и затем оно спокойно относилось легальному марксизму, но боялось конституционализма. Главное же, идеи либерализма были объективно чужды системе ценностей и социальному положению большинства населения страны.

Большевизм в историографии

- "Вехи": продолжение народнической духовной традиции, примат силы над правом, связующее звено между патриархально-феодальным способом мировосприятия и производственно-техническими ценностями новой исторической эпохи.

- евразийство: большевизм - закономерная расплата за грехи "европеизации"

- меньшевистская концепция: для большевизма характерны якобинский максимализм, приверженность к авторитарным методам, претензия на тотальный контроль над революционным движением, боевизм, упрощение марксизма. пренебрежение демократическими традициями европейских стран, сильная политическая воля

- ленинская трактовка: большевизм - единственный наследник революционной теории марксизма, единственное политическое течение, которое верно уловило смысл новой исторической эпохи, создание партии нового типа отвечает историческим задачам пролетариата

- современные трактовки: это реванш за унижения. которые принес России Запад, это синтез традиционализма, усеченного либерализма и утилитаризма, это мобилизационная модель, наиболее полно учитывающая задачи общества и менталитет

5. Революция 1905-1907 гг.

Понятие революции - Понятие «революция» появилось в конце ХУШ в. в результате сравнительного анализа английской, американской и французской революций. Либералы (Гизо, Токвилль, де Сталь) заложили позитивное отношение к революциям, сравнивая их с локомотивами истории. В марксизме представление о революции как неизбежном, закономерном событии, предопределенном всем ходом общественного развития.

Революция - это социально-политический конфликт, такой конфликт, в который вовлечены широкие социальные слои, массовые движения, а также политическая элита. Это сопровождается расколом существующей социальной элиты и либо сменой властной элиты, либо ее существенным дополнением представителями иных социальных слоев. Важный признак революции (в отличие от локального бунта) - раскол в масштабе всего социума (общенациональный характер там, где сложилась нация); это социально-политическая конфронтация по поводу смены системообразующих принципов организации общества, преодолевающая существующую легитимность

В зарубежной историографии есть сомнение по поводу того, можно ли понятие революция применять к событиям 1905-1907 г. Дж. Кип в работе «Начало социальной демократии в России» пишет:«термин “русская революция 1905 года” слишком устоявшийся и удобный, чтобы от него отказываться», но есть все основания утверждать, что такого события не было». Ортодоксальный марксист мог бы оспорить определение «революция» по отношению к событиям 1905 года, поскольку политическая власть так и не перешла от одного класса общества к другому. У немарксистов, определяющих революцию как фундаментальное изменение системы законов, термин «революция» тоже мог вызвать сомнения, поскольку царская власть сохранила верховенство, хотя и была явно ограничена".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: