7. Выраженная социальная направленность политики государства.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:
а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) верховенство правового закона;
в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.
|
|
Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности - к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Признаки правового государства:
— ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);
— верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;
— конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— наличие развитого гражданского общества;
— правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
— верховенство закона в системе права;
— соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
— прямое действие конституции;
— возвышение суда.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков.
Формациониый и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - подходы к познанию истории вообще, к познанию истории общества.
|
|
Критерии типологии.В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности сложного, развитого общества». Цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
В учебной литературе обращается внимание и на рад недостатков формационного подхода. К таким недостаткам, в частности, относят:
- однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим (что не отвечает реальному ходу истории с его многообразием путей и форм государственного развития, с цикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств); игнорирование азиатского способа производства.
ТЕМА 4. Государственный суверенитет. Государственная власть и ее особенности.
Государственная власть. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
2. Власть является атрибутом (обязательным свойством) общества на всех этапах его развития..
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения.
4. Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений.
5. Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе.
Государственная власть может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной).
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство.2. Государственная власть публична. 3. Государственная власть суверенна.4. Государственная власть универсальна. 5. Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм. 6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.