Свою политическую доктрину он основывал на моральных максимумах, на основе которой разработал концепцию идеального человека

Одной из первых, наиболее концептуальных социально-политических доктрин являются взгляды древне - китайского мыслителя Конфуция. (5-4 вв. до н.э.)

Идейные истоки современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого. Необходимо отметить, что все эти теории отражают взгляды не только их создателей, ни и интересы больших социальных групп, социально-политическую реальность в целом.

Антология мировой политической мысли в 5 т.- М, 2003.

Васильев Н. Политология. - М., 2004

Список литературы

Политическая мысль европейского Просвещения

Политическая мысль эпохи Возрождения

Политическая мысль средневекового Востока

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Политическая мысль Древнего Востока

Политическая социализация, решаемая в пределах конкретной социальной общности (политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками общественно-полезной деятельности).

Ключевые термины по теме лекции: политика, партии, парадигмы политологии, политическая философия, политическая история, политические процессы, власть, субъект политики, объект политики.

Тема 2 -3

Основные этапы становления и развития политической мысли

План:

. Политология: Вчера и сегодня. Вып.II. - М., 2006.

. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. - М., 1995.

. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. - М., 2005.

. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. - М., 2004.

. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. - М., 1983.

. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л., 1985.

Память о великих людях имеет для нас

не меньшее значение, чем их живое присутствие

Сенека

Цель - формирование общего представления об основных этапах становления политических идей, выявление логики историко-политического развития.

Как считают историки первые классовые государства начали складываться в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э., соответственно на это время приходится рождение первых политических идей. Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.

«…Благородный муж думает о восьми вещах..., что его речь была искренней, о необходимости помнить о последствиях своего гнева…, о необходимости помнить о справедливости…», то есть приоритетом во взаимоотношениях между людьми должна быть собственная моральная требовательность.

Мыслитель так сформулировал закон идеальных отношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Конфуций, а впоследствии его ученик Мэн-цзы предложили концепцию гуманного управления государством. Исходным принципом здесь выступают его представления об изначальной гуманности человека. Отсюда лучшим средством регулирования отношений между людьми являются законы нравственности. Главное, чтобы каждый соответствовал своему имени: правитель был правителем, отец отцом, сын сыном. По Конфуцию, правитель всегда должен твердо держаться истинных принципов: быть бескомпромиссным в основном, заботиться о людях и их благе, должен знать, что люди больше всего ненавидят бедность и презрение.

В целом, для конфуцианства характерна защита идей строгой дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества, подобно семейному разделению функций. Государство - это инструмент, средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Опорой государства должен быть не безликий закон, а мудрость и добродетель правителя и культивируемые в обществе добродетели.

«Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но нее будет знать стыда. Если править на основе добродетели, народ не только устыдится, но и выразит покорность».

Необходимо отметить, что в Древнем Китае наряду с конфуцианством существовала и другая концепция, представляющая цели и смысл государства в других, прямо противоположных функциях. Легисты (школа законников) считали изначальную природу человека как завистливую, склонную к взаимной вражде, отсюда основное предназначение государства и законов они видели в ужесточении нравов, в жестокости правовой системы, в безграничной воли императора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: