Психология как наука о целостных структурах психики. Гештальтпсихология.
Психология как наука о поведении. Бихевиаризм.
Основатель – Дж. Уотсон (США). Из-за бурного развития капитализма требовались методы управления людьми. Предмет исследования – поведение (т.к. оно отражает психические явления). Психология должна стать естественно научной дисциплиной – ввести объективный метод. Запросы практики – управлять человеком.
Основные положения
1. Поведение – система реакций. S->R. Стимул -> Реакция. Из этих единиц складывается все поведение человека. Реакции бывают врожденные и приобретенные
2. Новые реакции приобретаются путем обуславливания.
Достоинства – на основе этой теории изобрели рекламу, придумали конвейер. Недостатки – игнорирование самого человека в данной модели.
Необихевиоризм: S->V->R. Стимул->Цели->Реакция.
Представители – Курт Коффка, Вольфганг Келер. Предмет исследования – восприятие и мышление.
Основные положения:
1. Мир состоит из целостных структур и восприятие организованно целостно. Ученые выявили законы восприятия, фигуры и фона, хорошей формы и др.
|
|
2. Суть мышления – осознание отдельных элементов и образование нового гештальта (структуры) – этот процесс называется инсайт (озарение).
Основатель Зигмунд Фрейд. По Фрейду есть два инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Основные проблемы, изучаемые психоанализом:
1. Формы проявления бессознательного: сновидения, невротические симптомы и ошибочные действия (оговорки, описки).
2. Методы изучения бессознательного: анализ сновидений, анализ свободных ассоциаций.
3. Структура личности
1. «Оно» (Id) – врожденные потребности и влечения человека
2. «Я» (Ego) – уравновешивает конфликт между Сверх «Я» и Оно
3. «Сверх Я» (SuperEgo)
4. Механизмы психологической защиты – вытеснение, забывание (глубокое вытеснение), проекция (перевод своих недостатков на других людей), сублимация (замещение, при неудаче человек находит себя в чем-то другом). Сублимация – продуктивный механизм (он более или менее способствует развитию человека).
5. Развитие личности – связывал с психосексуальным развитием человека. Особое значение придается раннему детству.
Развитие психоанализа
· Индивидуальная психология (А. Адлер). В основе всего стремление к власти.
· Аналитическая психология (К. Юнг). Бессознательное принадлежит всем и каждый может к нему подключиться.
· Неофрейдизм (Э. Фромм) – поведение человека определяется не врожденными потребностями, а тем, что он усваивает в процессе развития.