Психология как наука о бессознательном. Психоанализ

Психология как наука о целостных структурах психики. Гештальтпсихология.

Психология как наука о поведении. Бихевиаризм.

Основатель – Дж. Уотсон (США). Из-за бурного развития капитализма требовались методы управления людьми. Предмет исследования – поведение (т.к. оно отражает психические явления). Психология должна стать естественно научной дисциплиной – ввести объективный метод. Запросы практики – управлять человеком.

Основные положения

1. Поведение – система реакций. S->R. Стимул -> Реакция. Из этих единиц складывается все поведение человека. Реакции бывают врожденные и приобретенные

2. Новые реакции приобретаются путем обуславливания.

Достоинства – на основе этой теории изобрели рекламу, придумали конвейер. Недостатки – игнорирование самого человека в данной модели.

Необихевиоризм: S->V->R. Стимул->Цели->Реакция.

Представители – Курт Коффка, Вольфганг Келер. Предмет исследования – восприятие и мышление.

Основные положения:

1. Мир состоит из целостных структур и восприятие организованно целостно. Ученые выявили законы восприятия, фигуры и фона, хорошей формы и др.

2. Суть мышления – осознание отдельных элементов и образование нового гештальта (структуры) – этот процесс называется инсайт (озарение).

Основатель Зигмунд Фрейд. По Фрейду есть два инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Основные проблемы, изучаемые психоанализом:

1. Формы проявления бессознательного: сновидения, невротические симптомы и ошибочные действия (оговорки, описки).

2. Методы изучения бессознательного: анализ сновидений, анализ свободных ассоциаций.

3. Структура личности

1. «Оно» (Id) – врожденные потребности и влечения человека

2. «Я» (Ego) – уравновешивает конфликт между Сверх «Я» и Оно

3. «Сверх Я» (SuperEgo)

4. Механизмы психологической защиты – вытеснение, забывание (глубокое вытеснение), проекция (перевод своих недостатков на других людей), сублимация (замещение, при неудаче человек находит себя в чем-то другом). Сублимация – продуктивный механизм (он более или менее способствует развитию человека).

5. Развитие личности – связывал с психосексуальным развитием человека. Особое значение придается раннему детству.

Развитие психоанализа

· Индивидуальная психология (А. Адлер). В основе всего стремление к власти.

· Аналитическая психология (К. Юнг). Бессознательное принадлежит всем и каждый может к нему подключиться.

· Неофрейдизм (Э. Фромм) – поведение человека определяется не врожденными потребностями, а тем, что он усваивает в процессе развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: