Отрасли психологии. Представление о психике в традиционной науке

Функции психики

Представление о психике в традиционной науке

Согласно научным представлениям психика идеальна, но ее функционирование связано с работой головного мозга и нервной системы. В ходе биологической эволюции психика возникла для обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Психикой обладают живые существа, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия.

1. Познавательная – способность строить образ внешнего мира и самого живого организма

2. Регулятивная – способность регулировать свое поведение. Чем сложнее среда, тем сложнее должны быть психические регуляторы поведения. Личность – психическое образование, позволяющее человеку эффективно регулировать свою деятельность.

3. Коммуникативная – способность передавать информацию.

Чаще всего психологию делят на общую психологию и специальную психологию.

Общая психология – изучение познавательных процессов, изучение личности, ее индивидуально-психологических особенностей, эмоции и воля.

Специальная психология:

· возрастная

· социальная психология

· инженерная психология и эргономика

· психология компьютеризации

· педагогическая психология.


История развития психологии

Этапы становления психологии.

1. Донаучный (Первобытный мир). Впервые человек задумался о душе (из-за снов)

2. Философский – накопление знаний о психике, получаемых с помощью умозрительных рассуждений (яркий этап – 4 век до нашей эры, Аристотель, Платон). «Душа – способ существования тела, если глаза – это тело, то душа – это зрение»

3. Научный – начало научной психологии связано с проведением первых экспериментов, опытов – научных методов. (1879г – в Лейпциге открыта первая лаборатория – основатель В.Вундт). Изначально исследования опирались на слова Декарта, предмет исследования – сознание, цель – изучить, как оно устроено, разложив на простейшие элементы. Вундт использовал метроном, следовательно, сознание ритмично, объем сознания почти безграничен.

В 19 веке существовало два подхода к изучению сознания.

1. Структурализм (представитель – В. Вундт) – найти элементы сознания.

2. Функционализм – выяснить функции сознания (представитель – У. Джеймс)

Джеймс основал лабораторию в 1881 году в США. Сознание по Джеймсу – картиночка с фокусом и сферой. Метод исследования в обоих подходах – интроспекция (люди наблюдают за собой сами).

Начало 20 века – кризис психологии.

Причины кризиса:

1. Психология сознания зашла в тупик (не смогла достигнуть поставленной цели)

2. Нет выхода на практику (негде применять полученные знания)

3. Отсутствие методов исследования, дающих более объективные результаты.

Выход из кризиса:

1. Изменение предмета психологии на изучение поведения – бихевиоризм

2. Сознание нельзя разложить на элементы – гешлатьтпсихология (критика структурализма)

3. Изменение предмета на бессознательное – психоанализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: