Индивидуально-психологические особенности личности

Личность как субъект межличностных отношений

Структура личности

Мотивационные подсистемы регуляции деятельности

Механизм формирования личности

1. Идентификация – освоение социального опыта (игрушки – подражание – сюжетно-ролевая игра).

2. Освоение социальных ролей (нормативно одобряемый образец поведение).

3. Сдвиг мотива на цель.

1. Удовлетворение потребностей («Я хочу»)

2. Реагирование на стимул («Он первый начал»)

3. Стереотипы («Я всегда так делаю»)

4. Социальная нормативность («Все так делают»)

5. Жизненная необходимость, смысл («Мне это важно»)

6. Свобода выбора («А почему бы и нет», свойственно человеку, который уже личность в достаточной степени)

Рассматривая человека с точки зрения его способности управлять собственной жизнью, можно выделить два плана личности:

1. Инструментальный план – характер, способности, социальные роли (КАК человек что-то делает)

2. Смысловой план – цели, ценности, мотивы (РАДИ ЧЕГО человек что-то делает).

Составляющие структуры личности:

1. Внутрииндивидная – что человек содержит в себе самом как он есть – инструментальный план.

2. Межиндивидная – проявление личности в общении с другими людьми

3. Надиндивидная – вклады в других людей

Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолжительности в других людях.

Целостно описать личность невозможно.

«Сферы» человека

1. Когнитивная сфера (познавательная)

2. Эмоционально-волевая

3. Ценностно-смысловая (цели, ценности, направленность личности)

4. Мотивационная (мотивы нашей деятельности)

Еще одно рассмотрение человека

1. Способности

2. Характер

3. Опыт (мировоззрение)

4. Самосознание (система представлений человека о себе)

Субъект деятельности – человек как управляющая инстанция, инициатор, творец и распорядитель собственной деятельности

· Способности – психологические особенности человека, характеризующиеся динамикой приобретения знаний и умений. Не включая человека в деятельность нельзя узнать каковы его способности. Способности возникают и развиваются в процессе социальной жизни, особенно интенсивно – в сензитивные периоды. Условия развития способностей – интенсивная деятельность в этой сфере, обучение и воспитание.

· Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, являющиеся предпосылками развития способностей. Из одних и тех же задатков могут развиваться разные способности в зависимости от социальной ситуации, интересов человека и воспитания.

Классификация способностей:

· элементарные (общие у животных и человека – моторика, способность запоминать, видеть, слышать).

· общие (обуславливающие успехи человека в разных видах деятельности; например – умственные, коммуникативные).

· специальные (обеспечивают успехи в каких-то отдельных видах деятельности, например музыкальные, лингвистические, спортивные).

Также выделяют теоретические и практические способности; учебные и творческие, способности к общению и взаимодействию между людьми.

Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов. Темперамент зависит от нервной системы, уравновешенности, силы и подвижности нервных процессов.

Нервная система
Сильная Слабая
Уравновешенная Неуравновешенная
Подвижная Инертная Подвижная  
Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: