Орфоэпические нормы произношения гласных звуков

Орфоэпические нормы опираются на фонетические законы, действующие в русском языке в настоящее время. Нормы определяют произношение гласных и согласных звуков, а также отдельных грамматических форм.

В области гласных звуков для русского литературного языка характерно аканье, то есть произношение на месте безударного [ о ] звука [ а ]. Таким образом, в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова звуки [ а ] и [ о ] совпадают в звуке, близком к [ а ], который в транскрипции обозначается как [ ^ ]: ст [^] лы.

В современном русском литературном языке господствует и?канье, то есть совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме < у >, в звуке [ и ], точнее [ иэ ]: [ п’и?лы ] – [ п’ила? ], [ р’эк ]– [ р’ика? ], [ н’ос ]– [ н’ису? ], [ п’а?тый ] – [ п’ита?к ]. В XIX веке в литературном языке господствовало э?канье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) – совпадение в той же позиции в звуке [ эи ] гласных фонем неверхнего подъёма: [ р’эика? ], [ н’эису? ], [ п’эита?к ], но [ п’ила? ].

Аканье и иканье составляют норму русского литературного произношения. На отдельные слова норма произношения. На отдельные слова норма произношения с [ ^ ] не распространяется. По отношению к таким словам орфоэпическим следует считать произношение не с [ ^ ], а с [ ы ], представляющим собой гиперфонему < и / э >. Сюда относится прежде всего слово ж [ ы ] леть (жалеть) и производные от него: к сож [ ы ] лению, а также в словах рж [ ы ] ной, ж [ ы ] кет, в формах множественного числа “ лошадь”: лош [ ы ] дей, лош [ а ] дям.

Таким образом, произношение ж [ ^ ] леть, ж [ ^ ] кет, лош [ ^ ] дей, хотя и распространено, однако не может считаться литературной нормой и в ряде случаев носит даже диалектную окраску.

В ХХ веке сначала в разговорной речи, а примерно с середины века и в нейтральном стиле разговорного языка на месте заударного [ ыъ ] в неконечном и конечном закрытом слогах распространилось произношение [ ъ ], ставшее в настоящее время господствующим: о?п [ ыъ ] ты, вы?м [ ыъ ] л, но чаще о?п [ ъ ] ты, вы?м [ ъ ] л. В последнее время в нейтральном стиле стал возможен [ ъ ] и в предударных слогах, кроме первого предударного: в [ ыъ ] ходи?ть и в [ ъ ] ходи?ть, б [ ыъ ] тово?й и б [ ъ ] тово?й. Но преобладает в этой позиции вариант с [ ыъ ].

В разговорной речи на месте редуцированного [ у ] 2-й степени встречается произношение [ ъ ] после твёрдого согласного: г [ ъ ] берна?тор, с [ ъ ] мато?ха, к [ ъ ] вырка?ться, за?м [ ъ ] жем, попро?б [ ъ ] й и [ иэ ] после мягкого: комм [ иэ ] нике?, име?[ иэ ] щийся. В кодифицированном литературном языке такое произношение встречается лишь в виде оговорок.

Проклитики1 и энклитики2 могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [ о ], [ э ], безударный [ а ] после мягких согласных и звуков, воплощающих < j >, безударный прикрытый [ а ] не в первом предударном слоге; ср.: дьяк он [ д’jа?к-он ] – дьякон [ д’jа?кън ]; те леса [ т’э-л’иэса?] – телеса [ т’иэл’иэса?]; я с ней [ йа-с’-н’э?й ] – ясней [ йиэс’н’э?й ]. В некоторых проклитиках в первом предударном слоге выступает [ ъ ]: обещал, так выполни [ тък-вы?пълн’и ]; ты да я [ ты? дъ-jа?].

В некоторых сложных и сложносокращённых словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, возможно произношение гласных без качественной редукции: др [ ’э ] внеру?сский, с [ о ] реда?ктор, стр [ о ] йотря?д, м [ ’э ] жинститу?тский, м [ а ] шбюро?, тр [ а ] нссиби?рский, тр [ ’о ] хра?зовый, в [ ’а ] лотеку?щий, [ йа ] снови?дящий. В определённых фразовых условиях эти гласные могут получать побочное ударение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: